Основные направления в культуре и искусстве XIX века

Информация » Основные направления в культуре и искусстве XIX века

Великие сдвиги в развитии науки и техники оказали огромное влияние на художественную культуру. Определяющими художественными направлениями в XIX в. становятся классицизм, романтизм, критический реализм и др.

В начале и конце XIX в. в европейской художественной жизни предпринимались попытки создать единый художественный стиль форму систематизированного эстетического восприятия деятельности.

Однако ни романтизм в первой трети XIX в., ни моде в конце XIX - начале XX в. так и не смогли стать стилями в полном смысле этого слова. Целостная художественная концепция противоречила процессам углублявшейся и дифференцировавшейся индивидуализации мировосприятия европейского общества.

Романтизм как форма художественного мышления получает неравномерное распространение в Европе.

В Англии он возникает раньше, в XVIII в., в силу слабых классицистских традиций; большую выразительность приобретает во Франции, меньшую в Германии; в России классицизм и романтизм синтезируются в творчестве К. Брюллова, М. Воробьева, А - Иванова, О. Кипренского, предопределив расцвет исторической картины, портрета и натюрморта в русской живописи 30-50-гт. XIX в.

Романтизм был тесно связан со временем, когда "новая волна дохнула со страшной силой во французской революции, напоив всю Европу трепетом и чувством неблагополучия".

Романтизм был своего рода оппозицией французскому классицизму, иллюзиям века Просвещения. Рационализму и классицизму противопоставляется чувственная мечта, "способ жить с удесятиренной силой" обыкновенного века, столкнувшегося с бездной мироздания и социального благополучия.

В поэзии, прозе, драматургии появляется романтический герой, способный на благородный и возвышенный поступок, оторванный от меркантильной повседневности буржуазного общества и устремленный к далекому и несбыточному идеалу.

В мировосприятии возрождаются мистицизм, таинственность и религиозность; пространственно-временной континуум, история и география теряют свои границы. Своеобразное бегство от удручающей действительности в мир грез и идеалов было уже подготовлено искусством XVIII в. Романтический эскапизм был сродни классицистскому пассеизму с его поиском идеального в истории и мифологии Рима и Греции.

Кризис рационального мышления, связанного с классицизмом, подтолкнул романтиков к поиску рационального, чувственного, непознанного. Не случайно было стремление художников и архитекторов поры романтизма к художественному наследию католического барокко, готики, национальной средневековой истории.

Предромантические настроения в художественной культуре появляются уже в конце XVIII в.: пейзажный стиль в садово-парковом искусстве, "естественная" тематика и колорит в натюрмортах и портретах, сентиментализм в литературе и английских парных портретах - "сценах собеседования".

Наполеоновские войны ускорили процесс осмысления новой исторической реальности, породили тип разочаровавшегося человека, "нового Гамлета" - индивидуалиста, стремящегося к уединению, медитациям, самопознанию национального прошлого.

Романтики начала XIX в. ориентировались на христианское прошлое Европы. Познание человеческой души становится задачей художественного мышления. Провозглашается ценность отдельной человеческой личности. Это предопределило расцвет портретного жанра. Романтизм расширил мыслимое и реальное пространство художника.

Вновь как бы открывается культура Греции, готики, барокко; литературные герои живут и действуют в "чужом" мире, расширяя художественное пространство, а поэты и живописцы часто ищут вдохновения, путешествуя в Италию, на Ближний Восток, Балканы. Романтизм пытался зафиксировать движение времени в "готическом" или "античном" руинированном пейзаже, символизировавшем победу времени над человеком, постичь тайну пространства через ландшафтный пейзаж с дальними планами (К Д. Фридрих).

Однако исторический ретроспективизм не был простым забвением настоящего ради прошлого. Исторический жанр актуализируется (Э. Делакруа, А. Гро, Ф. Гойя) и "смыкается с современностью".

В силу эстетического своеобразия романтизм не повлиял в значительной мере на архитектуру и скульптуру. В музыкальной культуре классицизм также уступает место романтизму, который наиболее ярко себя проявил во втором десятилетии XIX в.

Традиции Бетховена, творчество которого завершает классицизм в истории европейской музыки, были продолжены романтиками в Германии и Австрии (Ф. Шуберт, Э. Т.А. Гофман, Ф. Мендельсон, Р. Шуман). Возникают национальные музыкальные школы во Франции (Г. Берлиоз), Италии (Дж. Россини, Н. Паганини, Дж. Верди), Польше (Ф. Шопен), Венгрии (Ф. Лист). Романтизм не противопоставляется классицизму: "Лишь этот чистый родник может питать силы нового искусства" (Р. Шуман).

Музыка романтиков отличалась повышенной эмоциональной выразительностью, психологическим автобиографизмом, лиричностью. Музыкальный язык более дифференцируется по сравнению с классической музыкой. Поэзия и музыка в поисках особой выразительности приходят к синтезу и содействуют расцвету камерно-вокальной лирики и оперы. В романтической опере происходит слияние музыки, слов и театрально-сценического действия.

Симфонические произведения отражали наиболее типичные качества романтической музыки - стремление к размышлению, переживанию, созерцанию, т.е. тягу к образам внутреннего мира, в противовес объективным образам внешнего мира, характерным для классиков.

Таким образом, романтизм как художественное направление породил в XIX в. различные течения и стили, в которых отражалась динамичная картина мира. Подвижность героев, смелость колорита, экспрессия в технических приемах живописи - все это отличало новое направление от классицизма.

Однако, романтизм в европейской художественной культуре не смог стать "стилем эпохи", поскольку параллельно с ним продолжал развиваться неоклассицизм.

Другие статьи:

Музеефикация как способ сохранения и использования историко-культурного наследия
Музеефикация - направление музейной деятельности, заключающееся в преобразовании историко-культурных или природных объектов в объекты музейного показа с целью максимального сохранения и выявления их историко-культурной, научной, художеств ...

Деятельность парков по организации отдыха и развлечений
Отдых и развлечение - одна из важнейших сторон повседневной жизни человека. Удовлетворенность качеством организации своего досуга, доступность тех или иных развлечений и форм отдыха являются для человека не только индикатором его социальн ...

Первые университеты
В XI в. в Италии на базе Болонской юридической школы был открыт первый университет (1088 г.). Он способствовал возрождению норм римского права и привлекал тысячи слушателей из всех уголков Европы. В XII в. университеты возникают и в други ...