Особенности искусства тоталитарных культур

Информация » Особенности искусства тоталитарных культур

Искусство в целом как форма духовной жизни общества, как один из способов освоения мира, никогда не было в застывшем состоянии. Оно было и является социально-историческим процессом. Этот процесс требует анализа как творческой жизни отдельного композитора, художника, писателя, так и духовной жизни тех, кому адресуются произведения (социальных индивидов, социальных групп, цивилизаций и в целом человечества).

На сегодняшний день, в теории искусства, во-первых, нет однозначных взглядов по поводу возникновения искусства: называют концепции возникновения художественной деятельности через магию, тотем, игру, трудовую деятельность, через трансформацию отдельных биологических свойств и качеств живой природы, через божественное провидение.

Во-вторых, нет и достаточного обоснования выводов по поводу того, есть ли прогресс в эволюции художественной жизни общества, и если есть, то, что является критерием этой разновидности социального прогресса, каковы источники такой прогрессирующей эволюции искусства.

Искусство анализируется главным образом с позиции особой формы общественного сознания, а не как особая форма духовно-предметной деятельности. Это обязывает искусствоведческие науки искать источник эволюции художественного творчества и искусства как его результата, в той самой социальной среде, в которой функционирует искусство как самовыражение этой социальной среды в наивысших, оптимальных точках ее развития, или, напротив, в отсутствии такого развития - деградации. Речь идет о разработке таких методов исследования исторических судеб искусства, художественно-творческих процессов, художественной культуры народов, творческого наследия художников, которые не отрывали бы художественную деятельность от других форм человеческой жизнедеятельности, не мыслили бы абсолютную автономность создателей произведений искусства о тех кто их воспринимает, наслаждается ими, формируется с их помощью социально.

Взгляд на искусство, на художественно-творческую деятельность как на основную форму проявления эстетических отношений людей, охватывающих всех членов общества - путь, который должен раскрывать эстетическую сущность искусства и эстетическую обусловленность его развития. На этом пути познания искусства социологам и другим обществоведам, а не только представителям эстетической науки и искусствознания, исследующим духовную жизнь, еще предстоит переосмысление содержания и социальной роли таких фундаментальных явлений жизни людей, как эстетических потребностей, вкусов, взглядов и идеалов.

В них проявляется динамическое начало созидательной деятельности социальных индивидов в производстве материальных и духовных ценностей жизни; в формировании социальных качеств индивидов; в производстве всех форм коллективного бытия людей. Общесоциологические понятия "потребность", "вкус", "взгляд", "идеал", используемые для характеристики активной жизнедеятельности людей в какой-либо конкретной форме, получают уточняющие определения. Так, в области эстетической жизни людей они выглядят как эстетические потребности, эстетические вкусы, эстетические взгляды, эстетические идеалы.

Они редко используются в исследованиях природы и социальной роли различных форм эстетической жизни общества, искусства в целом и различных процессов художественно-творческой деятельности.

А между тем их методологическая роль очевидна в исследовании таких проблем, как историческое возникновение и эволюция искусства, прогресс художественного развития обществ и его источники, наконец, природа и истоки гениальности, талантливости, новаторства мастеров искусства.

Главной особенностью успешно работающих художников-новаторов в любом виде искусства является то, что они, как правило, находят источники мастерства не в "цеховой" замкнутости специалистов от искусства, а в обращении к богатствам эстетической жизни общества, для которого и под влиянием которого они совершенствуют художественное отражение окружающей действительности.

При этом важно понять, что эстетические потребности, вкусы, взгляды, идеалы - это механизмы духовной жизни всего общества, а не отдельных его персон. Персональность характеризует лишь уровень развития данных механизмов эстетической духовности людей, разную сопричастность лиц к этой сфере социальной жизнедеятельности. В остальном все являются соучастниками эстетической жизни общества. Эстетические потребности, вкусы, взгляды, идеалы охватывают жизнедеятельность всех социальных индивидов, независимо от их национально-этнической, социально-классовой, гражданской или государственно-правовой принадлежности, условий социально-бытовой жизни, пола, рода профессиональной деятельности, вероисповедания. Творцы произведений искусства так же находятся в этой системе эстетической жизни общества и именно в ней находят и вдохновение для творчества, и темы для своих произведений.

Другие статьи:

Свадьба и свадебные обряды и ритуалы
Свадьба также как и сватовство было наполнено рядом этикетных моментов. Прежде всего, это поздравления, адресованные родителям невесты. По правилам этикета отца невесты поздравляли мужчины, мать – женщины. Мужчин и женщин, прибывших на с ...

Влияние Реформационной мысли на историю
Религиозные идеи Реформации изменили историю положив начало новым взглядам. Проследим развитие некоторых идей, зародившихся в это время, и рассмотрим их влияние на западную культуру. Можно сказать, что Реформация придала истории творчески ...

Общая характеристика мировых и локальных религий
Ислам (араб., букв. — покорность), монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), ее последователи — мусульмане. Возник в Аравии в 7 в. Основатель — Мухаммед. Ислам складывался под значительным вли ...