Париж - столица искусства начала XX века
Существует множество вещей, которые с каждым восходом солнца меняют облик Парижа, делая его то строгим и величественным, то загадочным, но всегда притягательным и праздничным городом, который у всех на устах. По некоему священному праву не было ни одной другой столицы, имевшей такое всеобъемлющее влияние на остальную часть страны и на всю Европу, как Париж. С VI в., когда Хлодвиг выбрал его столицей Галлии, Париж никогда не сходил с этого освящённого пути. Он всегда обладал особым талантом постоянно быть привлекательным. Париж всё время умел поддерживать свою созидательную энергию в бесконечном торжестве своего мифа и мастерки находил способы заставить говорить о себе посредством музыки, театра, живописи, кино, литературы и архитектуры. Эйфелева башня была построена в честь столетия Французской революции; Помпиду решился связать своё имя с самым противоречивым проектом городской архитектуры, эксцентричным Бобуром. Миттеран, в свою очередь, поддержал проект сооружения Большой Арки комплекса Дефанс и отметил двухсотлетие основания Лувра открытием в музее нового крыла и стеклянной питамиды, пропускающей дневной свет в подземный лабиринт Двора Наполеона. Он также дал согласие на строительство Большой национальной библиотеки – четырёх небоскрёбов в виде огромных книг из бетона и стекла.
Париж – город постоянно меняющийся и не боящийся вызовов, смело навязывающий всем вокруг заразительную молодость самых дерзких авангардистских проектов и в то же время похожий на гранд-даму, всегда способную на провокацию и обольщение. Но прежде всего Париж – это состояние души, воображаемый мир, великая незамутнённая мечта, живая легенда, которая привлекает, захватывая власть над сознанием. Это столица мира и духа.
Большинство людей приезжают в Париж, говоря, что хотят выяснить, что там нового, а на самом деле – удостовериться, что ничего не изменилось. Именно в такой неуловимой грани между прошлым и настоящим они и видят уникальность этой столицы. В отличие от других крупных городов, в Париже перемешаны прошлое и будущее: кварталы XVII в. и Дефанс, сокровищница Лувра и дерзкая стеклянная пирамида, широкие бульвары и нещадно критикуемое здание Оперы на площади Бастилии. Если есть в мире город, претендующий на роль колыбели авангарда, то это именно Париж. Здесь начинались самые яростные политические, культурные, художественные и социальные перевороты: от Реформации до канкана, от кубизма до волнений 1968 г., от моды до архитектуры и кинематографа. Почти все выдающиеся писатели и художники, начиная с середины XIX в., жили и мечтали в Париже – ни один другой город в мире не может таким похвастать.
На каждой улице, в мансардах богемы и в роскошных дворцах обитали блестящие и смелые люди. Они плакали, смеялись, любили, страдали, но прежде всего писали тысячи страниц текста, снимали километры плёнки, ваяли и рисовали. Все их труды стали страницами истории самого города. Именно здесь всего за 52 дня написал свою «Пармскую обитель» Стендаль; жил и работал Пикассо; нашёл себе дом сначала на улице Дельта на Монмартре, а затем на Монпарнасе Модильяни. Александро Мандзони увидел свет и вновь обрёл веру в церкви Сен-Рош, Казанова жил на улице Турнон (рю де Туртон), Гольдони умер на улице Дюссу (рю Дюссу), а Шопен скончался в белом дворце около Вандомской площади (пляс Вандом).
Париж – город, где реальность и литература всегда переплетались, как в некоем мире грёз. По его улицам ходят привидения писателей и призраки героев, вышедших из-под пера этих авторов,– призраки, воплощающие мир чистого воображения. Они входят и выходят из домов, бродят вдоль набережных Сены, задерживаются в жёлтом свете фонарей парижской ночи и шепчутся под липами Сен-Жермен-де-Пре. Они – такая же неотъемлемая часть атмосферы Парижа, как и ощущение, что город держит для вас наготове ещё какое-нибудь приключение, сюрприз или, может быть, услугу. В выцветших крышах, увенчанных трубами, в романтической тени парков, в вершине Эйфелевой башни, в прогулке вдоль мостов через Сену Париж раскрывает бесчисленные стороны своей притягательности и дарит её всю и приезжим, и своим жителям. Хотя Париж сохраняет свою таинственность и представляет порой городом чистого безрассудства, это ещё и город самых передовых телекоммуникационных технологий, город, живущий в безумном ритме и использующий каждый квадратный сантиметр полезной площади, город невероятно низких и невообразимо высоких цен. Впрочем, в конце концов, в каком современном мегаполисе нет этих вечных противоречий?
Отличие же Парижа в том, что он обладает уникальным даром всепоглощающей привлекательности и заражает нас своей вечной и непреодолимой радостью жизни.
Другие статьи:
Древнерусская архитектура
Основные принципы храмовой архитектуры на Руси пришли из Византии, но с течением времени создалось самостоятельно существующее явление мировой культуры – архитектура Древней Руси. Русская культура, несмотря на свои отчетливые особенности, ...
Закон удовольствия
Четвертый закон риторики - закон удовольствия. Речь тогда и потому действенна, когда доставляет удовольствие слушателю (собеседнику). Прежде всего созданием игровой установки, "загадок", которые вместе с говорящим разгадывает сл ...
Исторический обзор
Идеология отечественной рок-культуры коротко и достаточно полно отразилась в самиздатовском манифесте, получившем название «Канон». Это произведение появилось в 1982 году и в свое время сыграло огромную роль в формировании субкультуры ССС ...
Разделы