Пейзажные парки Москвы XVIII века. Царицыно

Информация » Пейзажные парки Москвы XVIII века. Царицыно

В XVIII в. приобретает самый широкий размах строительство городских и загородных дворянских усадеб, в то время как ранее оно в основном было сосредоточено в столицах, при царских и крупнейших аристократических резиденциях. После выхода Манифеста о вольности дворян в 1762 г., в котором дворяне освобождались от обязательной службы в армии и государственных учреждениях, многие устремлялись в свои родовые поместья, расположенные за тысячу верст от столицы. Помещики, выйдя в отставку, следовали уже устоявшимся в обществе культурным традициям и обычаям. Устройство усадьбы, парка становилось условием личного престижа. Образцами служили царские резиденции и столичные ансамбли, но разница в имущественном положении, наличие или отсутствие профессиональных строителей, пристрастие хозяев, местные природные условия и культурно-исторические ориентиры - все это предопределило множество решений парковых ансамблей в российских провинциях.

Общий тон перестройке русских городов задавал Петербург:

с 1769 г. регламентировались ширина улиц и высота стоящих на них домов;

предусматривались обязательное мощение, освещение и озеленение улиц и площадей;

строгая периметральная застройка кварталов, единообразие которой нарушалось крупными аристократическими усадьбами, определяла облик центральных районов; -

обычно усадьбы отступали от красной линии, окружались садами, парадными и хозяйственными дворами;

в планах столицы все более четко проступала трехлучевая схема сходящихся к зданию Адмиралтейства проспектов и улиц.

В Москве тоже шли большие строительные работы:

закреплялась сложившаяся радиально-кольцевая планировка вдоль стен Кремля и Китай-города;

появились просторные площади;

создаются крупные общественные учреждения - Университет, Гостиный двор, Сенат;

на месте снесенных валов и стен возникают первые бульвары, которые образуют зеленое полукольцо, огибающее центральные кварталы;

расширяются старые московские усадьбы, где сады или перестраиваются в пейзажные, или дополняются-продлеваются в пейзажном стилевом направлении.

В XVIII в. стали типичными для городов России следующие принципы:

1) обращенность города к реке;

2) размещение городского центра и основных зданий на самых красивых и видных точках;

3) забота о силуэте города;

4) контраст высоких ориентиров к относительно невысокой рядовой застройке;

5) закрепление центров четкой структурой улиц, обеспечивающее композиционное единство.

Ведущим типом сада во второй половине XVIII - первой половине XIX в. стали усадебные сады.

Другие статьи:

Фонд промышленных образцов. История его возникновения
Процесс формирования фондов музея обусловливается общественным строем страны, идеологией, развитием науки, культуры. Для решения стоящих перед музеем задач важно, чтобы фонды удовлетворяли ряду условий. Во-первых, содержание фондов долж ...

Пейзажи. Ян ван Гойен
Ни в одной другой художественной школе XVII века пейзаж не получил такого самостоятельного значения, как в Голландии. Его своеобразие и новаторство заключается прежде всего в том, что это был пейзаж национальный, – в природе своей страны ...

Основные выставки и фестивали
Проводится с 1994 года в Центральном Доме Художника. «Дизайн и Реклама» –одна из самых престижных и успешных рекламно-дизайнерских выставок России, где отечественные и зарубежные компании представляют новые направления иидеи в рекламе, де ...