Постмодерн и концептуализм: искусство нового времени

Информация » Постмодерн и концептуализм: искусство нового времени

В культуре постмодерна называют философские тенденции, возникшие в 50-х годах, продолжавшиеся до 90-х, и направления в визуальном искусстве 80-х (живопись, скульптура, новое направление – перфоманс и инсталляция и т. д.), и литературные течения 90-х, и новую информационную культуру, и тенденции массовой культуры 80-х и 90-х годов. Помимо того, что культурологи не определились с тем, что же все таки считать постмодерном, они так же расходятся во мнениях относительно того, стоит ли считать культуру с середины XX века и до сегодняшнего дня целиком культурой постмодерна, или только какие то определенные её отрасли, так же нети точного определения того, что стоит считать культурой постмодерна. В различных культоролагическких и философских словарях происходит столкновение с неоднозначными формулировками, причем во многих из них часто путают культуру модерна и постмодерна.

Поэтому чтобы избежать подобной путаницы мы условимся в том, что с 50-х годов и до конца XX века – это время постмодерна. И будем считать, что культура модерна – это культура в основе которой лежала идея убийства Бога человеком. Постмодерн – это направление в культуре, определяющая отличным от традиционных течений теоретической мысли, новыми формами общественного сознания, определяющиеся сменой одной формы восприятия Бога, человека и действительности другой, новыми формами искусства.

Термин «постмодерн» впервые появляется в работе Р. Панквица «Кризис европейской культуры»(1917). Тойнби в своей работе «Изучение истории»(1947) предлагает этому термину придать общекультурный смысл, не ограничиваясь искусствоведческими концепциями. Популярность этот термин приобрел благодаря У. Дженксу и его работе «Язык постмодерниской архитектуры» (1977). Итак, основными характеристиками культуры постмодерна являются:

- отказ от тотальных, сущностных тенденций в науке, основа которых заключается в том, что любая научная картина строится как процесс абстрагирования и формируется как некое объективное представление, в котором личность ученого выносится «за скобки» созданной концепции; так же научная картина предыдущих эпох основана на сравнительном анализе процессов в окружающей среде и человеке.

- отказ от общественных критериев морали и нравственности, которые лишают внутренней свободы человека и скрывают его способности и самореализации в культуре.

- отказ от традиционных форм в искусстве, которые основывались на «старой», традиционной позиции отношения человека к окружающему миру, сформировавших культуру, как культуру копий, а человека в культуре, как копировальщика форм мироздания.

В культуре постмодерна исчезает привычная культурная иерархия. В новой культуре легко уживаются вмести стили, формы и образы жизни. Смешивание жанров – основная тенденция в искусстве, порождает новое эстетической восприятие действительности. И первоначально казалось, что новая эстетика разрывает целостность восприятия мироздания на отдельные фрагменты, монтируя из них коллаж. Но в последствии становится очевидным, что этот коллаж лишь знаменует начало новой целостности, обращенное не в мир, а в человека. Текст становится наивысшей культурой постмодерна. И поэтому культура стала обозначаться не как пространство, а как плоскость, обозначенная языком. И человек в этой новой культуре признан сам создавать её структуру, комбинируя свое представление о мире.

В сущности модерн – это время когда человек переводит взгляд, можно даже сказать, переводит дух. Человек находит дух не во внешнем мире, а в самом себе и получает новый импульс новый смысл жизни.

В структурализме и позитивизме – двух новых философских направлениях, мы находим явные черты постмодерна. В модерне было зерно новой культуры, именно поэтому происходила ломка старой культуры. Когда это произошло весь мир почувствовал новые тенденции. И это не ограничивается только отношением к вещам или симуляцией и копированием подлинных истин, так же не ограничивается плоскостью восприятия бытия, как часто это представляют философы и литераторы, описывая постмодерн. Эмоции по поводу умершей культуры, в которой был убит Бог, а потом умер и человек, захлестнули на 30-40- лет культуру. Весь мир погрузился в переживание. И только в 80-е годы XX века человечество отходит от проживания трагедии и пытается понять, что же все-таки с человеком произошло.

Одним из самых любопытных терминов постмодерна стал термин, предложенный французским философом Жаком Дерридой, который пытается в языке описать феномен постмодерна. Затем логику нового языка, его плоскость и структуру в контексте постмодерна описал Жиль Долез. Жордж Батай сформулировал понятие симмулякции и симулякра как факта и феномена и феномена культуры постмодерна. Так же среди российских философов этой проблемой занимались и философы и культурологи: М.Мамардашвили, А. Лосев, В.Подорога, М.Эпштейн и другие.

Другие статьи:

Исторические стадии развития первобытной культуры
Большая часть истории человечества приходится на период первобытности, который длился много сотен тысяч лет. По материалам, из которых люди изготавливали орудия, археологи делят историю первобытного мира на: каменный, медный, бронзовый и ...

Социокультурные сдвиги 1990-2000- х годов
Картина массового чтения россиян- в сравнении с позднесоветской ситуацией и с годами «перестройки», тогдашним повышенным спросом на прежде недоступную культурную продукцию, небывалым взлетом тиражей газет, тонких и толстых журналов- на пр ...

Анализ и оценка социально-культурной деятельности в настоящее время
Осмысление понятия "культура" предполагает изучение механизма так называемой "культурной экспансии". Под этим термином подразумевается проведение определенной социально-культурной деятельности с целью навязывания своей ...