Проблема создания и формирования фирменного музея "Гжель"
Музеи (от греч. museion - храм муз) - учреждения, занимающиеся комплектованием, хранением и изучением предметов, представляющих историческую, культурную и научную ценность - произведений искусства, письменных источников, рукописных и печатных материалов и предметов, отражающих профиль коллекции и экспозиции музеев.
Редкая экспозиция художественной керамики не начинается с гжельских изделий, а увлекательная история ее - с рассказа о самобытном творчестве гжельских мастеров. Поведанная экскурсоводом история становится красивой легендой о подмосковных гончарах. После этого, как правило, равнодушных не бывает. Посетители переходят от одной группы произведений к другой, эмоционально переживая каждый новый этап истории русской керамики. Искусство гжельцев зримо обретает широту, полнокровность. Всегда устремленное к своему современнику, оно окрашивается в разнообразные оттенки изменчивого художественного вкуса. И все же гжельская керамика, поставленная в ряд двухвековой протяженности, свидетельствует о сохранении в процессе длительных превращений своих первоначальных неповторимых черт. Искусство Гжели на всех этапах являет редкую художественную самобытность, что говорит о глубоких народных корнях этого явления.
Прославленная Гжель - большой промысловый район Подмосковья. Условное, закрепившееся за ней название происходит от наименования одного из сел и возводится исследователями к процессу обжига) «гжель» - «жечь». Наличие дешевого сырья и топлива, с одной стороны, и непригодность глинистой почвы для земледелия - с другой, стимулировали развитие ремесленничества в среде местного населения. Устойчивость керамического промысла здесь, как и везде, определялась неспадающим спросом на глиняный товар, близлежащими рынками сбыта. Длительная практика служила совершенствованию мастерства, сложению традиции.
Научная разработанность. В работах Н.И. Бессарабовой сочетались традиция и новизна, красота и польза. Она помогала своим ученикам понять законы искусства народного, овладеть кистевой росписью и полюбить народное творческое начало.
Среди учеников особым талантом отличалась уроженка д. Турыгино, потомственная керамистка Татьяна Сергеевна Дунашова. Пришла на производство в 16 лет, работает до настоящего времени. Прошла путь от живописца до мастера высшей категории. Непревзойденный живописец, в последние годы много работает по созданию уникальных и выставочных форм. В 1991 году ей присуждена Государственная премия СССР.
Людмила Павловна Азарова, скульптор и мастер росписи, также полностью посвятила свою жизнь возрождению гжельского народного промысла. Пришла в Гжель после окончания института. Обладает богатой фантазией, трудолюбием, неиссякаемой творческой энергией. Многие годы изучает традиции старой Гжели и в то же время постоянно обращается к вкусам сегодняшних поколений: для ее творчества характерны новаторство, острое ощущение современности. За долгие годы работы она создала сотни новых образцов, широко известны ее сложные скульптурные композиции. В числе ее изделий посуда и мелкая пластика, уникальные подарочные предметы. В 1991 году Азаровой Л.П. присвоено звание "Народный художник СССР".
Своеобразен стиль художницы Зинаиды Васильевны Окуловой. Она расписывает изделия на исторические, морские, олимпийские темы.
В 1976 году этим четырем художницам, первым из гжельских мастеров, присвоено звание Лауреата Государственной премии им. И.Е. Репина. Изделия их размещены во многих музеях страны, являются участниками международных и российских выставок, пользуются неизменным спросом покупателей в течение десятилетий.
Весомый вклад в развитие гжельского стиля внесли мастера-художники высшего класса В.И. Авдонина, И.А. Хазова, В.И. Розанова, Г.В. Денисова, а также молодежь - Т. и В. Хазовы, М. Подгорная, А. Царегородцева, Н. Туркина, Ю. Петлина и многие другие.
Автор многих призов международных соревнований и кинофестивалей, участник отечественных и зарубежных выставок, заслуженный художник РСФСР А.Н. Федотов является главным художником предприятия, которое тиражирует большое количество его работ.
Тема дипломной работы: «Проблема создания и формирования фирменного музея «Гжель» является актуальной, так как гжель - это массовость и неповторимость. Это большой ассортимент, это утилитарность и красота. Веками отшлифовывались форма и роспись и сформировался особый гжельский стиль - бело-синий с плавным переходом от темных тонов к светлым. Гжельские изделия выполнены ручным способом. Все это вместе создает популярность, привлекает интерес. Гжель занимает особое положение и особенностью которого являются обще-признанные во всем мире культурные ценности народно-художественного промысла.
Цель: Раскрыть проблемы создания и формирования фирменного музея «Гжель».
Объект исследования: музей «Гжель».
Предмет исследования: Проблемы создания и формирования фирменного музея «Гжель».
Гипотеза исследования: гжель своим искусством, одновременно старинным и остро современным, соединяет разделенную столетиями отечественную культуру народов России.
Задачи:
1.Рассмотреть историю народного художественного промысла «Гжель»
2. Раскрыть особенности музейного дела в России и мире.
3. Изучить проблему создания и формирования фирменного музея «Гжель»
Методологическая основа исследования. По музейной проблематике выходит много специальной научной литературы и периодики, среди них - международный журнал "Museum", издаваемый Международным советом при ЮНЕСКО, а также журналы "The Museum Journal" (Великобритания), "Museums" (США), "Musees de France" (Франция), "Наше наследие", "Труды НИИ культурологии" (Россия) и т.д.
Теоретическая значимость. В работе рассмотрено начало процесса гончарного промысла. Роспись посуды: мягкие переходы от цветов к стеблям, листьям, завиткам, волнистым линиям. Мы не переставляли удивляться высочайшему уровню мастерства и художественной уникальности предметов.
Освещены представления об этом промысле, которые сводятся чаще всего лишь к посуде. История развития музейного дела на Руси и в мире, а также проблема создания музея «Гжель».
Практическая значимость. Музей знакомит с историей развития гжельского промысла, с художниками, особенностями их работ, их творческими биографиями. Посетив Гжель, можно соприкоснуться с богатой гжельской природой, которая и дает для будущих творений художников идеи и образы. Творчески переосмыслив их, мастер переносит их в материал. Ознакомиться, как рождаются гжельские сосуды и шкатулки, украшенные фигурками людей и животных, сказочной архитектурой, расцветают пышные букеты и гирлянды цветов и трав, оживают скульптурные сцены из окружающей жизни, сказок и былин. Мастерством скульпторов и виртуозной кистью живописцев, которые превращают простые бытовые вещи Гжели в подлинные произведения искусства. Секрет искусства Гжели в его ярко выраженном своеобразии, вызывающем волнующее ощущение соприкосновения с природой.
- Характеристика гжельской местности
- Возникновение глины. Представление о фаянсе, фарфоре и других материалах. Их история
- Понятие о ЗАО «Гжель»
- Фонд промышленных образцов. История его возникновения
- Что такое музей. Виды музеев
- История развития музейного дела на Руси и в мире
- Проблема создания музея «Гжель»
Другие статьи:
Определение культуры
Культура тесно связана с обществом. Если под обществом понимается совокупность людей, то под культурой совокупность результатов их деятельности.
К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры. Они разбили их на не ...
Предназначение искусства
Все в этом мире существует не просто так. Все связано между собой. Все имеет свое предназначение и объяснение.
Ручка пишет, ветер дует, солнце светит, снег идет. У любого предмета или явления есть своя так называемая миссия или, выражаяс ...
Кедронская долина
Кедронская долина отделяет Старый город от Масличной горы. По дну долины протекает ручей, который дал ей имя. К Кедронской долине удобнее всего пройти из Старого города через Львиные ворота.
Склоны долины представляют собой древние кладб ...
Разделы