Прошлое и будущее: экспозиционная деятельность в музеях

Информация » Прошлое и будущее: экспозиционная деятельность в музеях

Музей представляет собой сложный и многоплановый феномен. В западноевропейской культуре музей не только выполняет функции по собиранию и хранению артефактов, но и является отражением определенной социокультурной ситуации во всем многообразии ее научных, эстетических, педагогических, идеологических, рекреационных, экономических аспектов. Во второй половине XX века проблема музея приобретает особую остроту, что связано, в первую очередь, с тем, что его традиционные формы, окончательно сложившиеся в конце XIX – начале XX вв., перестали соответствовать изменившейся культурной ситуации, что привело к переосмыслению основных принципов музейной работы и поискам ее новых форм. Результатом данного процесса явилось возникновение в современном музееведении ряда новых теоретических концепций, пересматривающих многие ключевые моменты музейной практики. Современные тенденции развития музейного дела характеризуются, в первую очередь, отказом от представления о музее как научно-исследовательском и образовательном учреждении и стремлением к универсализации, что находит отражение в новых принципах музейной работы, таких как развитие форм «мягкой» музеефикации (так называемые «экомузеи»), расширение тематики экспозиций, изменение состава и профиля, работающих в музее специалистов, привлечение общественности к проблемам повседневной деятельности музея. О кризисной ситуации свидетельствует также и то, что во второй половине XX века музей все чаще подвергается критике как со стороны деятелей культуры (прежде всего авангардной), так и со стороны представителей общественных движений (прежде всего, радикальных) за элитарность и отсутствие очевидной пользы для широких слоев населения при высоких затратах на содержание и развитие музейных учреждений. Однако, именно в этот период отмечается увеличение числа музеев, а также значительный рост их посещаемости. Очевидно, что причины кризиса традиционных музеев при одновременном росте их популярности нуждаются в осмыслении, невозможном без уяснения роли и места музея в системе культуры. Учитывая вышеизложенное, мы оказываемся перед необходимостью анализа феномена музейной экспозиции и музея как такового с точки зрения его существования, начиная с протомузеев Античности и заканчивая современными, оснащенными компьютерными, видео- и аудио - системами музеями-комплексами.

Проблемы данной темы: скудное количество литературы на данную тему; кратковременность существования многих экспозиций и прежде всего выставок не дает достаточное время для их фиксации и анализа с целью осмысления и закрепления достигнутого результата, нередко являющегося значительным событием музейной практики (что уж говорить о временах, когда не было ни видео-, ни фотоаппаратуры, которая сохраняет временную экспозицию на видео- или фотоносительях и дает возможность анализа в то время, когда самой экспозиции уже нету).

Объект исследования: экспозиционное дело как определенная структура, состоящая из ряда элементов в их временном и пространственном развитии, их возникновение и деятельность в качестве историко-культурного и историко-социального феномена.

Цель работы: комплексное изучение главных этапов развития экспозиционного дела в мире.

Другие статьи:

Специфика корпоративной культуры социальных учреждений
Учреждения социального обслуживания населения классифицируют по следующим основным признакам (критериям): - форма собственности учреждений; - типы учреждений; - виды учреждений; - категории и группы населения, обслуживаемые в учрежден ...

Древнерусская иконопись
Русская школа иконописи органически связана многими нитями примитивности с византийским искусством. Уже с конца Х в. образцы византийской иконописи начали попадать на Русь и становились не только предметом поклонения, но и предметом подра ...

Академия Графического Дизайна
В 1992 году Сергеем Серовым создается Академия Графического Дизайна. весной 1993 года в состав учредителей Академии были приглашены Александр Коноплеви Александр Шумилин, из-за рубежа Михаил Аникст (Великобритания), Максим Жуков (США), Ев ...