Развитие культуры как совокупности "средств общения"

Информация » Развитие культуры как совокупности "средств общения"

Между учеными до сих пор нет единого мнения о том, что такое теория коммуникации, и что должно быть предметом ее исследования. Профессор Роберт Т. Крейг считает, что существование разных трактовок в понятии «коммуникация» связано с тем, что исследованиями в этой области занимаются специалисты разных профессий, каждый из которых рассматривает коммуникативистику применительно к своему роду деятельности и зачастую не интересуется работами коллег из других сфер. Крейг выделяет семь дисциплинарных подходов к теории коммуникации: риторический, критический, семиотический, феноменологический, кибернетический, социопсихологический, социокультурный.

Работы Герберта Маклюэна представляют ценность для всех выше перечисленных теорий коммуникации. Хотя предметом научных интересов Маклюэна были в основном телевидение и другие средства коммуникации (media studies), он стал не только «символом революции аудиовизуальных средств, шагающих по Уолл-стрит» «пророком эпохи информационных технологий», но и теоретиком в области массовой коммуникации. Знаменитые фразы Маклюэна «medium is the message» («средство информации является сообщением») и «global village» («глобальная деревня» - о современном мире) стали устоявшимися клише. Во всем мире в университетские курсы по теории коммуникации включены работы Г. Маклюэна: «Средство информации является сообщением», «Галактика Гутенберга», «Понимание средств общения», «Война и мир в глобальной деревне», «Культура – наш бизнес», «Механическая невеста. Фольклор человека индустриального века».

А слова Г. Маклюэна о том, что «вначале мы формируем технологии, а потом они формируют нас» сейчас как нельзя актуальны. В свое время ученый отметил выход в большую жизнь «поколений, с телевизором своей матери всосавших все времена и пространства мира через рекламу». А ныне в большую жизнь выходят мальчики и девочки, всосавшие все времена и пространства с компьютером. Что ж, Маклюэн предвидел и это. Еще в середине ХХ века он предсказал Большое слияние руки с кнопкой, телевизора с глазом, компьютера с телом, человека с Сетью. Он возвестил приход Новой реальности, где есть web-серфинг, кликанье, мгновенная ответная реакция, ощущение себя доступной и досягаемой частью трудноуловимого целого. Ведь «мир, «обвязанный» электричеством, не больше деревни».

Основным объектом своего исследования М. Маклюэн считал то, что в социальных науках, а также в обыденных представлениях обозначается термином “media”. Медиа - средства коммуникации, которые выступают посредником (связующим фактором общественной жизни), включают в себя устное слово, рукописное слово, печать, радио, телевидение, способствуют генерации информации, смыслов и ценностей в процессе взаимоотношений социальных субъектов. Mass-media – это современные средства массовой информации и коммуникации, которые также выступают у Г. Маклюэна объектом анализа. Вся media-среда в ее историческом и современном значении – понятие чрезвычайно широкое. Но вместе с тем оно включает в себя такой объект, который наиболее точно может быть определен как информационно-коммуникативная система.

Г. Маклюэн рассматривал медиа-среду, вернее информационно-коммуникативную систему в рамках определенных социокультурных отношений. Их определяющим фактором является способ коммуникации, точнее – технология, а социальная эволюция выступает как смена (совершенствование, трансформация) различных типов информационно-коммуникативной системы.

В медиа-среде Г. Маклюэн выделяет два основных компонента, выполняющих информационно-коммуникативные функции:

1. непосредственно средства и технологии коммуникации (устные, рукописные, печатные, электронные средства).

2. феномены культуры (артефакты), которые сами не являются средствами коммуникации в общепринятом смысле, но при этом насыщены информационным содержанием (например, колесо, дорога, одежда, жилище, деньги, число, часы, фотография, игра, оружие, транспорт и т.д.), информационное содержание которых так или иначе может быть передано участникам взаимодействия.

Артефакты и средства коммуникации обладают самостоятельным информационным содержанием и технологией (способом) передачи данного содержания (например, знание, информация).

Важная особенность информационно-коммуникативной системы проявляется в том, что она обладает способностью “удвоения” действительности, порождения так называемой “второй действительности”, которая является виртуальной реальностью по отношению к действительной и часто подменяющей ее. В понимании Г. Маклюэна, совокупность средств коммуникации (печатные СМИ, телеграф, радио, телефон, телевидение, компьютер), определяет характер взаимодействия социальных субъектов, образуя символическую реальность, в которой отражаются явления и события общественной жизни. Вместе с тем, в более широком смысле, медиа-среда определяется не только совокупностью функций средств коммуникации, но и информационно-коммуникативными свойствами культурных артефактов. Отсюда, информационно-коммуникативная система формируется не только совокупностью непосредственных средств коммуникации и информации, но и информационно-коммуникативными функциями других социокультурных объектов и предметов общественной жизни.

Важным моментом в осмыслении информационно-коммуникативной системы является анализ соотношения средств коммуникации и их информационного содержания. Этот анализ Г. Маклюэн осуществляет прежде всего на материале современных средств коммуникации. Любой способ коммуникации, по Г. Маклюэну, есть не что иное, как технология перевода одного рода знания и информации в другой. При этом знание и информация выступают содержанием средств коммуникации, но не являются их сущностью, которая заключается в технологии перевода, передачи знаний, опыта и информации: «The Medium is the Message»– ключевой тезис М. Маклюэна. Возможны различные варианты его понимания на русском языке:

1. «Средство связи (само) есть послание», «смысл – в подаче материала» или «канал связи создает смысл послания», где ключевая идея выражается ответом на вопрос: «с помощью чего возможна связь?».

2. «Медиа – это массаж», то есть постоянный информационный прессинг, который выращивает конформистски настроенную аудиторию, размягчает, подобно массажу, ее сознание, гасит критические настроения, лишает возможности сопротивляться информационному программированию и мобилизует в желаемом направлении. По этому поводу М. Маклюэн замечает:

«Содержание важно не больше, чем надпись на оболочке атомной бомбы».

3. «Среда и есть сообщение», данное понимание заключает в себе смысл двух предыдущих. Возможно, это наиболее целостное понимание данного тезиса, так как оно вбирает не только информационно-коммуникативное значение технологий и средств коммуникации, но и всех других проявлений культуры (артефактов), так или иначе несущих информацию (одежда, обувь, жилище, транспорт, число, оружие и т.д.).

«Средства коммуникации» (media), о которых Г. Маклюэн рассказывает в книге «Понимание средств коммуникаций», - это не только СМИ, как часто считается. Сюда включаются такие разные вещи, как электрический свет, устная речь, письмо, дороги, числа, одежда, жилище, город, деньги, часы, печать, комикс, книга, реклама, колесо, транспортные средства (велосипед, автомобиль, самолет), автоматическое оборудование, фотография, игры, пресса, телеграф, пишущая машинка, телефон, фонограф, кино, радио, телевидение, оружие и многое другое. Объединяет все это многообразие то, что это «технологии», или «посредники», введение которых вносит существенные изменения в коммуникацию человека с окружающим миром (как природным, так и социальным) и реорганизует его способ мировосприятия и образ жизни.

Эти «средства» рассматриваются Г. Маклюэном как внешние расширения человека, как непосредственные технические продолжения его тела, органов чувств и способностей. Будучи такими расширениями, они в конечном итоге отделяются от человека и обретают власть над ним. Это отделение «средств» от человека метафорически описывается Г. Маклюэном как «ампутация»: развитие технологической инфраструктуры человеческого тела (а затем и человеческих коллективов) сопровождается последовательной «ампутацией» всевозможных человеческих способностей. Развитие электронных средств интерпретируется в этом плане как финальная «ампутация» человеческого сознания. Способности человека выносятся за пределы человека, приобретают собственную (далекую от человеческой) логику и навязывают эту логику человеку, хочет он того или нет. Перед лицом этой отчужденной технологической инфраструктуры человек оказывается слабым и зависимым существом, которого, однако, спасает то, что он не сознает того, что с ним происходит: он радуется широким возможностям, которые ему предоставляет эта технологическая машинерия, и с оптимизмом теряет самого себя, как Нарцисс, парализованный своим отражением в воде. Метафора Нарцисса, погруженного в наркотическое опьянение собственной внешностью, - центральная для труда Г. Маклюэна.

Проблема внутренней динамики и функций информационно-коммуникативной системы занимают в концепции Г. Маклюэна важное место. Согласно Г. Маклюэну, в период трансформации существующей информационно-коммуникативной системы новое средство массовой коммуникации обычно проходит следующие стадии:

· вначале всякое новое средство коммуникации ускоряет процесс создания сообщения (acceleration);

· затем оно вытесняет прежние способы (obsolescence);

· начинает объединяться с традиционными способами (synthesis);

· и наконец, возвращается к старым методам создания сообщения, но на более высоком уровне (извлечение).

Представленные стадии справедливы для всех системообразующих медиа (алфавит, печатный станок, печатные СМИ, телеграф, телефон, радио, телевидение), кроме средств устного типа коммуникации и первобытных культурных артефактов.

Другие статьи: