Организационная культура

Информация » Организационная культура

Термин "культура" имеет латинское происхождение, и первоначально он означал возделывание почвы, ее культивирование. В дальнейшем слово "культура" получило обобщенное значение, и им стали называть все, созданное человеком. Культура включает в себя результаты материальной и духовной деятельности.

Культура формируется как важный механизм человеческого взаимодействия, помогающий людям жить в своей среде, сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими социальными образованиями.

В качестве духовного основания культура включает в себя два элемента: первый - познавательный, знаково-символьный элемент, т. е. знания, сформулированные в определенных понятиях и представлениях и зафиксированные в языке.

Вторым, не менее важным компонентом культуры является ценностно-нормативная система. Ценность выступает необходимым компонентом в формировании ценностной ориентации, деятельности и отношений, которые выражаются в ценностных установках.

Ближайший побудительный мотив человеческой деятельности, определяющий способ и характер последней, выступает в качестве цели. Для выделения из многообразия целей конечной цели употребляется понятие идеал.

Ценностное отношение может быть зафиксировано в виде социальной нормы.

Синтетической формой культуры являются обряды, обычаи, традиции, то, что называется образцами поведения. Сила обряда в его эмоционально-психологическом воздействии на человека. В обряде происходит не только рациональное усвоение ценностей, норм, идеалов, но и сопереживание участниками. Обычай - неписаное правило поведения. Он состоит в следовании пришедшим из прошлого предписаниям. В роли обычая могут выступать обряды, праздники, производственные навыки.

Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Пренебрежение к традициям приводит к потере преемственности, к утрате ценностных достижений; слепое преклонение перед традициями порождает консерватизм и застой в обществе.

Мы рассмотрели общую характеристику культуры и ее основные элементы, безотносительно к тому, как они функционируют в различных социальных группах. Для отражения конкретной формы культуры в социологии используется понятие субкультуры. Она не отрицает общечеловеческой культуры, но в то же время имеет свои специфические отличия.

Можно выделить национальные, конфессиональные, профессиональные субкультуры.

Чтобы полнее представить роль и место культуры в социуме, важно рассмотреть ее взаимодействие с различными сферами общественной жизни, и, в первую очередь, взаимодействие культуры и экономики.

В понимании данного процесса существует по меньшей мере два подхода. Первую позицию наиболее ярко представляет марксизм. С точки зрения этой теории, определяющую роль в жизни общества играет материальное производство. Согласно К. Марксу культура рождается из экономической деятельности человека. Но марксизм не исключает и обратного влияния культуры на экономику, более того, подчеркивает наличие данной связи, но, при этом, настаивает на первичности влияния экономики.

Противоположной позиции придерживались Э. Дюркгейм и М. Вебер, считая, что именно культура играет определяющую роль в жизни общества, обеспечивая его целостность и развитие, оказывая существенное влияние на все сферы деятельности, в том числе, на экономику.

Из рассмотренных выше теорий следует, что культура играет существенную роль в развитии общества, которая выражается через следующие функции:

· образовательно-воспитательную;

· интегративную и дезинтегративную;

· регулирующую.

Другие статьи:

Предпосылки и причины возникновения ислама
Когда мы говорим об арабском Востоке, на память приходят сказки “Тысячи и одной ночи” со всеми их чудесами, многослойными превращениями, джиннами, ифритами, красотами и страстями, вспоминается нежная и безнадежная любовь Лейли и Меджнуна, ...

Игровая теория появления первобытного искусства
Некоторые ученые связывают с игрой не только искусство, но и всю первобытную культуру, видят в ее истоках игру. Такой подход характерен для философской герменевтики. Г. Гадамер рассматривал историю и культуру как своего рода игру в стихии ...

Произведения для театра
Французское начало натуры Чайковского ярко сказалось в его балетах, а также в некоторых сценах его последней оперы - Пиковой дамы. Но в остальном его оперы являются ярким выражением русского духа - от раннего Воеводы, долгое время считавш ...