Образ человека в культуре Древней Греции

Информация » Образ человека в древнегреческой и римской культуре » Образ человека в культуре Древней Греции

Страница 4

Наиболее прославленные скульпторы IV в. до н.э. - Пракситель (2-я треть IV в. до н.э.), Скопас (W в. до н.э.), Лисина (2-я пол. IV в. до н.э.). Изображая богов, воплощающих идеальную красоту, Пракситель насыщает их чисто человеческими настроениями самых различных оттенков ("Афродита Книдская", Аполлон, убивающий ящерицу", "Отдыхающий Гермес" и др.). Так, в единственной дошедшей до нас в подлиннике скульптора Праксителя мраморной статуе Гермеса (покровителя торговли и путешественников, а также вестника, "курьера" богов; статуя исполнена около 330 г. до н.э. и была найдена в ХIX в. в Олимпии) мастер изобразил прекрасного юношу, небрежно облокотившегося на пень, в состоянии покоя и безмятежности. Задумчиво и нежно он глядит на младенца Диониса, которого держит на руках. На смену мужественной красоте атлета V в. до н.э. приходит красота несколько женственная, изящная, но и более одухотворенная. Особой славой пользовалась другая скульптура Праксителя - статуя Афродиты Книдской. Это было первое в греческом искусстве изображение обнаженной женской фигуры. Статуя стояла на берегу полуострова Книд, и современники писали о настоящих паломничествах сюда, чтобы полюбоваться красотой богини, готовящейся войти в воду и сбросившей одежды на стоящую рядом вазу.

В отличие от Праксителя, изображающего легкие, приятные человеку эмоции, Скопас продолжил традиции высокой классики, создавая образы монументально-героические. Но от образов V в. их отличает драматическое напряжение всех духовных сил ("Геракл", "Вакханка" и др.) [4].

Переосмыслив канон изображения человека, созданный в V в. до н.э. Поликлетом, Лисипп делал тела людей с более легкими, удлиненными пропорциями. Он стремился создавать жизненно достоверные статуи. Лисипп стремился их сделать более жизненными, не идеально совершенными, а характерно-выразительными. В портретных бюстах Сократа, Александра Македонского он выразил сложную внутреннюю жизнь человека [8].

В эпоху эллинизма (III в. до н.э. и последние десятилетия I в. до н. э) искусство характеризуется исключительно интенсивным развитием всех художественных форм, связанных и с греческими, и с "варварскими" принципами культуры, с развитием науки, техники, философии, религии, с расширением кругозора. Это объясняется и обширными военными походами, и торговыми контактами, и научными путешествиями того времени. Границы, на которых существовал гражданин полиса, и которые формировали его мировоззрение, снимаются, и возникает неведомое ранее "чувство мировых просторов". Этот сложный мир, лишенный привычной гармония, был новым. Его необходимо было понять, а значит, и выразить в художественных формах средствами искусства.

В эпоху эллинизма продолжают развиваться тенденции, наметившиеся в греческой скульптуре IV в. до н.э. Проявляется повышенный интерес к личности, ее эмоциям, характерные черты скульптуры этого времени - динамичность, выразительность. Активно развивается жанровое направление, появляются новые школы - в Пергаме, на Родосе, в Александрии. В этот период были созданы всемирно известные рельефы пергамского алтаря Зевса, скульптуры "Афродита Мелосская", "Ника Самофракийская", скульптурные группы "Лаокоон", "Фарнезский бык", скульптурный портрет Демосфена. Одним из семи чудес света считался не дошедший до нас Родосский Колосс - бронзовая статуя бога солнца Гелиоса, достигавшая в высоту 37 м.

На острове Самофракия была поставлена статуя богини победы Нике в честь победы родосского флота над врагами. Воздвигнутая на пьедестале, напоминающем нос корабля, фигура Нике органически вписывалась в ландшафт со скалой, обрывающейся в море. Развевающийся хитон, мощные отведенные назад крылья, могучее тело, устремленное вперед, придают ей нечто титаническое, неудержимо стремительное, страстное, создают победный, ликующий, торжественный образ.

Нередко скульпторы обращались и к классическим образцам. Примером этого может служить статуя Афродиты с острова Мелос (скульптор Агесандр; 120 г. до н. э), известная более в римском названии как Венера Милосская. В многочисленных изображениях Афродиты, созданных в эллинистическую эпоху, всегда подчеркивалось только чувственное начало. Образ же Афродиты с острова Мелос полон высокой нравственной силы, что говорит о глубоком понимании мастером идеалов высокой классики.

Большой шаг вперед делает эллинистический скульптурный портрет, в котором вполне отчетливо стремление не столько к передаче характерных особенностей внешнего облика модели, сколько к воплощению духовного мира (например, портреты Аристотеля и Менандра).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

История развития провинции в России
Весь ХIХ век, но более его вторую половину, Россия быстро провинциализировалась, хотя очаги и черты провинции появились и гораздо раньше. Однако быстрый рост территории государства не способствовал формированию провинции, для нее нужна ст ...

Источники финансирования социально-культурных проектов
Как известно, в последние годы доля бюджетных средств в общем объеме финансирования культуры неуклонно сокращается. В этой связи Министерство культуры России рекомендует два направления совершенствования системы финансирования (или три гр ...

Определение культуры, ее функции
Собственно слово “культура” возникает в древнеримскую эпоху. Этимологически слово “культура” восходит к латинскому colere, означавшему “возделывание, обработка”, в более поздней форме которого - cultus - появляется новое значение “почитан ...