Типология способов хозяйствования в учреждениях культуры и искусства

Информация » Организационно-экономическая деятельность учреждений культуры и искусства » Типология способов хозяйствования в учреждениях культуры и искусства

Страница 1

Условия хозяйствования и соответствующие им организационно-экономические формы в сфере культуры и искусства находятся под воздействием ряда противоречивых факторов. Конкретные организационно-экономические и организационно-правовые формы субъектов хозяйствования зависят, прежде всего, от целей и задач, которые ставят перед ними с одной стороны учредители, с другой – организаторы и создатели культурных ценностей, а также внутренних закономерностей развития культурной деятельности и применяемых технологий. Необходимо определить совместимость этих целей, задач и технологий с системой экономических отношений, наличие всего объема экономических и интеллектуальных ресурсов и системой правовых норм, регулирующих условия и формы хозяйствования (их форм, типов, образцов).

Развитие организации как таковой и организации культуры и искусства в данном случае детерминировано двумя крупными группами факторов – внешней и внутренней средой.

Первая группа факторов не зависит от организации, которая не может на них повлиять, изменить их действия, а может лишь приспособиться к ним. Вторая группа факторов определяется творческой и экономической тенденциями развития самой организации. Следовательно, вся совокупность социально-экономических условий составляет внешнюю среду, в которой функционирует организация культуры, а все творческие, технические, экономические, финансовые условия реализации ее культурных проектов – внутреннюю среду.

Выделим основные группы факторов внешней и внутренней среды.

1. Факторы внешней среды.

1.1. Уровень дохода населения и платежеспособного спроса на культурные блага и услуги.

1.2. Ограничения, возникшие в ходе предшествующих преобразований организации.

1.3. Существующая правовая регламентация организационно-экономической деятельности (регистрация, лицензирование, авторские и смежные права и т.д.).

1.4. Источники поступления финансовых средств, условия их получения, использования и отчетность, в том числе

- бюджетозаменяющие источники (от продажи табачной и алкогольной продукции, аудиовизуального оборудования, материалов и т.д., а также казино;

- возможность вовлечения культурного наследия и культурных ценностей в экономический оборот;

- встречные дотации (взаимодействие бюджетов разных уровней).

1.5. Глобализация и ее последствия:

- степень и уровень зависимости от зарубежной конкуренции, поставок импортного оборудования, материалов и технологий;

- степень интегрированности в международный культурный рынок и экспортные возможности;

- государственная защита отечественного производителя.

2. Факторы внутренней среды.

2.1. Характер и масштабы финансовых ресурсов, необходимых для реализации культурных проектов.

2.2. Наличие квалифицированных продюсерских, менеджерских творческих и технических кадров.

2.3. Наличие оборудования, технологий, производственных помещений.

2.4. Организационный уровень.

2.5. Уровень организационно-экономических партнерских связей, специализации и кооперирования.

2.6. Эффективность использования своевременных рыночных инструментов; связи с потребителем, организация маркетинга и сбыта.

2.7. Эффективность использования ресурсов.

2.8. Эффективность материального стимулирования персонала.

2.9. Использование кредитных ресурсов.

Внутренняя логика развития организации диктует некоторые правила управления творческими и экономическими процессами, которые могут совпадать или не совпадать с внешними условиями. Проблемы определения границ, принципов и методов взаимодействия внешней и внутренней среды из теоретических становятся практической проблемой функционирования организации культуры во всех случаях, когда необходимо применять любое управленческое решение, касающееся творческой либо хозяйственной деятельности.

В поиске и нахождении совпадающих аспектов внешней и внутренней среды заключается суть всех проводимых в стране экспериментов в сфере культуры и искусства. На каждом этапе результаты этих экспериментов выражались в выработке определенных механизмов, норм, методов согласования во взаимодействии внешней и внутренней среды. Однако динамичность развития социально-экономического положения в стране и в сфере культуры обуславливает недолговечность этих результатов, их изменчивость и недостоверность. Поэтому каждый раз организации культуры должны искать свой вариант организации культурной деятельности, способствующей выполнению поставленных целей и задач в творческой и хозяйственной деятельности и учитывающей ограничения внешней среды. Крайним случаем является диаметрально противоположное действие факторов внешней и внутренней среды, при котором реализация культурного проекта не может осуществляться, ибо для его решения требуется преодоление существующих ограничений за счет новых организационно-экономических и правовых решений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Эволюционные модели социокультурной динамики
В XIX веке эволюционная теория Ч.Дарвина побудила ученых обратить внимание на тот факт, что человек есть продукт длительной биологической эволюции, звено ее цепи. Эволюционизм надолго становится ведущим направлением социогуманитарной мысл ...

Натюрморт. Питер Клас и Виллем Хеда
Тонкость, правдивость в воссоздании действительности сочетается у голландских мастеров с острым чувством красоты, открываемой в любом ее явлении, даже самом неприметном и будничном. Эта черта голландского художественного гения проявилась, ...

Н.Д. Кашкин. Н.Д. Воспоминания о П.И. Чайковском
В Москву Чайковский приехал в первых числах января 1866 года и немедленно вступил в исполнение обязанностей преподавателя по классу гармонии классы помещались при квартире Н.Г. Рубинштейна, на Моховой. Когда приглашен был П.И. Чайковский, ...