Типология способов хозяйствования в учреждениях культуры и искусства

Информация » Организационно-экономическая деятельность учреждений культуры и искусства » Типология способов хозяйствования в учреждениях культуры и искусства

Страница 1

Условия хозяйствования и соответствующие им организационно-экономические формы в сфере культуры и искусства находятся под воздействием ряда противоречивых факторов. Конкретные организационно-экономические и организационно-правовые формы субъектов хозяйствования зависят, прежде всего, от целей и задач, которые ставят перед ними с одной стороны учредители, с другой – организаторы и создатели культурных ценностей, а также внутренних закономерностей развития культурной деятельности и применяемых технологий. Необходимо определить совместимость этих целей, задач и технологий с системой экономических отношений, наличие всего объема экономических и интеллектуальных ресурсов и системой правовых норм, регулирующих условия и формы хозяйствования (их форм, типов, образцов).

Развитие организации как таковой и организации культуры и искусства в данном случае детерминировано двумя крупными группами факторов – внешней и внутренней средой.

Первая группа факторов не зависит от организации, которая не может на них повлиять, изменить их действия, а может лишь приспособиться к ним. Вторая группа факторов определяется творческой и экономической тенденциями развития самой организации. Следовательно, вся совокупность социально-экономических условий составляет внешнюю среду, в которой функционирует организация культуры, а все творческие, технические, экономические, финансовые условия реализации ее культурных проектов – внутреннюю среду.

Выделим основные группы факторов внешней и внутренней среды.

1. Факторы внешней среды.

1.1. Уровень дохода населения и платежеспособного спроса на культурные блага и услуги.

1.2. Ограничения, возникшие в ходе предшествующих преобразований организации.

1.3. Существующая правовая регламентация организационно-экономической деятельности (регистрация, лицензирование, авторские и смежные права и т.д.).

1.4. Источники поступления финансовых средств, условия их получения, использования и отчетность, в том числе

- бюджетозаменяющие источники (от продажи табачной и алкогольной продукции, аудиовизуального оборудования, материалов и т.д., а также казино;

- возможность вовлечения культурного наследия и культурных ценностей в экономический оборот;

- встречные дотации (взаимодействие бюджетов разных уровней).

1.5. Глобализация и ее последствия:

- степень и уровень зависимости от зарубежной конкуренции, поставок импортного оборудования, материалов и технологий;

- степень интегрированности в международный культурный рынок и экспортные возможности;

- государственная защита отечественного производителя.

2. Факторы внутренней среды.

2.1. Характер и масштабы финансовых ресурсов, необходимых для реализации культурных проектов.

2.2. Наличие квалифицированных продюсерских, менеджерских творческих и технических кадров.

2.3. Наличие оборудования, технологий, производственных помещений.

2.4. Организационный уровень.

2.5. Уровень организационно-экономических партнерских связей, специализации и кооперирования.

2.6. Эффективность использования своевременных рыночных инструментов; связи с потребителем, организация маркетинга и сбыта.

2.7. Эффективность использования ресурсов.

2.8. Эффективность материального стимулирования персонала.

2.9. Использование кредитных ресурсов.

Внутренняя логика развития организации диктует некоторые правила управления творческими и экономическими процессами, которые могут совпадать или не совпадать с внешними условиями. Проблемы определения границ, принципов и методов взаимодействия внешней и внутренней среды из теоретических становятся практической проблемой функционирования организации культуры во всех случаях, когда необходимо применять любое управленческое решение, касающееся творческой либо хозяйственной деятельности.

В поиске и нахождении совпадающих аспектов внешней и внутренней среды заключается суть всех проводимых в стране экспериментов в сфере культуры и искусства. На каждом этапе результаты этих экспериментов выражались в выработке определенных механизмов, норм, методов согласования во взаимодействии внешней и внутренней среды. Однако динамичность развития социально-экономического положения в стране и в сфере культуры обуславливает недолговечность этих результатов, их изменчивость и недостоверность. Поэтому каждый раз организации культуры должны искать свой вариант организации культурной деятельности, способствующей выполнению поставленных целей и задач в творческой и хозяйственной деятельности и учитывающей ограничения внешней среды. Крайним случаем является диаметрально противоположное действие факторов внешней и внутренней среды, при котором реализация культурного проекта не может осуществляться, ибо для его решения требуется преодоление существующих ограничений за счет новых организационно-экономических и правовых решений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Работа над действенным анализом пьесы У. Сарояна "Эй, кто нибудь!"
Драма «Эй, кто-нибудь!» была написана Уильямом Сарояном, американским писателем армянского происхождения, в августе 1941 года. Действующие лица - парень, девушка, мужчина, второй мужчина, третий мужчина и женщина. Сароян не называет имен, ...

Художественно-эстетическая феноменология основных направлений авангарда
Абстракционизм (абстрактное искусство). Главными теоретиками и практиками были В. Кандинский, П. Мондриан. Абстракционизм отказался от изображения форм визуально воспринимаемой действительности, от изоморфизма и ориентировался исключитель ...

Психоаналитические концепции культуры
Эпоха социальных катаклизмов XX в. вводит в действие кризисное сознание, восстающее как никогда против силы разума, признающее ненужными все формы познания и ставящее на их место сферу человеческого бытия. Место поиска истины сосредотачив ...