Типология способов хозяйствования в учреждениях культуры и искусства

Информация » Организационно-экономическая деятельность учреждений культуры и искусства » Типология способов хозяйствования в учреждениях культуры и искусства

Страница 6

Среди основных направлений деятельности учреждений культуры, позволяющих получать дополнительный доход, наиболее распространенными являются: торгово-посредническая деятельность, оказание досуговых услуг; видеопрокат, аудио и видеозапись, видеобары, рестораны, казино, дискотеки, развлекательные программы, ночные клубы, аттракционы и игровые автомата; платное обучение, психологические службы; рекламные, спортивно-оздоровительные, туристические и бытовые услуги; прокат предметов культурно-бытового назначения, фотостудии, обслуживание семейных праздников, художественно-оформительские работы и производство товаров (сувениры, мебель, костюмы, реквизит, изделия народных промыслов, печатно-полиграфическая продукция), а также сдача помещений и оборудования в аренду.

Получение доходов от указанных видов деятельности по действующему в России законодательству не влияет на объемы бюджетного финансирования.

Негосударственные (нетрадиционные) источники финансирования сферы культуры, наиболее распространенные в мировой практике, включают:

- поступления от коммерческих организаций для осуществления совместных с государственными учреждениями культурных мероприятий и проектов;

- средства общественных организаций, фондов, ассоциаций и других учреждений, осуществляющих благотворительные пожертвования;

- пожертвования частных лиц;

- поступления от национальных лотерей, лото, спортивных тотализаторов;

- поступления от лицензирования некоторых видов культурной деятельности (например, телерадиовещания);

- налоги на доходы телевизионных кампаний, аудиовизуальную продукцию, книжную торговлю, копировальную технику, бытовую аудиовидеозаписывающую аппаратуру, чистые аудио- и видеокассеты;

- абонентская плата за радио- и телевизионные программы.

Таким образом, существует разветвленная сеть международной поддержки культуры и искусства. Примером являются программы межгосударственной поддержки, осуществляемые в рамках Европейского Союза, которые могут способствовать расцвету культуры государств – членов Европейского Союза при уважении их национального и регионального разнообразия.

Поддержка осуществляется также по отдельным программам («Калейдоскоп», «Ариан», «Рафаэль»), которые проводят театральные и музыкальные фестивали, оказывают помощь молодежному оркестру, переводят, выпускают и распространяют литературную продукцию; сохраняют и используют европейские культурные достояния. Кроме того, директива «Телевидение без границ» создает единый рынок аудиовизуальной индустрии, устанавливая условия свободного движения телевизионных программ.

Частичное финансирование учреждений культуры осуществляется через меценатство и спонсорство. Однако российское меценатство и спонсорство развито слабо. По экспертным оценкам доля финансирования за счет этих источников культуры не превышает двух процентов общего объема расходов. По выборочным данным доля средств, приходящихся на театральное искусство, составляет 38%, музыкальное искусство – 30%, на поддержку музеев – 10%, на издательскую, выставочную и прочую деятельность – 22% общего объема спонсорской помощи. При этом отмечается, что большинство договоров оказывают разовую помощь 69%, а постоянную – 31%. [11, с.112]

Оказали определенное влияние на развитие учреждений культуры и искусства перераспределение властных полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации, социально-экономические изменения последнего десятилетия. В результате этих процессов повысилась роль региональных (субъектов Федерации) и муниципальных бюджетов в жизнеобеспечении деятельности учреждений культуры и искусства. За последнее десятилетие доля финансовых поступлений из региональных бюджетов на текущее содержание этих учреждений возросла с 80 до 92,7% и уменьшилась доля федерального бюджета с 20,1 до 7,3%. [19, с.15]

Подобный уровень децентрализации финансирования учреждений культуры характерен для большинства европейских стран и определенным образом отражает тенденции демократизации культурной жизни. Однако два обстоятельства российской действительности: уменьшение общего объема финансирования культуры и искусства и неравномерное развитие экономики регионов привели к росту негативных последствий, усилении дифференциации развитие учреждений культуры регионов в целом и в разрезе отдельных групп.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи:

Этнологические школы и направления: конструктивизм, инструментализм
1. Инструментализм. В середине 70-х гг. ХХ века в западной этнологии широкое распространение получила другая трактовка этничности, в соответствии с которой она рассматривалась как инструмент, используемый политическими лидерами для достиж ...

История возникновения журнала и роль дягилева в его создании
В конце XIX века художественная жизнь в России была весьма оживленной. Общество проявляло повышенный интерес к многочисленным художественным выставкам и аукционам, к статьям и сообщениям периодической печати, посвященным изобразительному ...

Культурное достояние киммерийцев и скифов
Превратиться в цивилизацию этой протокультуре, снова-таки, навредили кочевники, которые вошли в историю под именем киммерийцев. Навала киммерийцев в целом можно признать явлением разрушительным для развития культуры. Однако воинственные к ...