Отношение собственности в сфере культуры и искусства

Информация » Организационно-экономическая деятельность учреждений культуры и искусства » Отношение собственности в сфере культуры и искусства

Страница 2

Перечисленные законодательные акты и другие информативные документы регулируют формирование отношений собственности, исходя из общественной значимости культурных ценностей и степени их участия в обеспечении определенных государственных культурных стандартов потребления, а также возможности коммерческой эксплуатации.

В связи с этим в сфере культуры следует выделить несколько групп культурных ценностей.

Первая группа культурных ценностей, воплощающихся в произведениях культуры и искусства, художественных промыслах и ремеслах, фольклоре, нравственных и эстетических нормах и образцах поведения, языках, диалектах, национальных традициях и т.д., представляет творческий потенциал общества и его культурное наследие. Эти культурные ценности могут быть воплощены в материальном носителе или существовать вне его. Они представляют общественное, национальное или мировое культурное наследие и, строго говоря, находятся вне отношений собственности, представляют особую собственность, обеспечивая доступ к ним каждого гражданина как его неотъемлемого права. Именно поэтому государство обязано заботиться о сохранении и использовании такого рода культурных ценностей и в той степени, в какой возможно, - взять под государственную опеку.

Вторая группа культурных ценностей, предпочтительно тяготеющих к государственным и общественным формам собственности, образует те из них, которые обеспечивают удовлетворение гарантированных норм потребления услуг культуры, состав и структура которых может колебаться вследствие изменений экономического потенциала государства. Эти услуги, как правило, имеют коллективный характер потребления (при индивидуальном восприятии) и не могут быть полностью или частично предоставляться на платной основе в силу незначительного платежеспособного спроса на них со стороны населения.

Третью группу составляют культурные ценности и создающие их организации, которые, во-первых, оказывают культурные услуги, выходящие за рамки гарантированных культурных стандартов, во-вторых, могут быть разделены и предоставлены исключительно для индивидуального потребления за плату. Эти организации потенциально становятся объектами негосударственной собственности, они способны безубыточно работать и поэтому имеют определенную коммерческую привлекательность.

Наконец, четвертая группа культурных ценностей привлекательна для отдельных общественных, политических или иных образований граждан, мотивы которых лежат вне экономики. Такие организации (учреждения культуры, средства массовой информации, экранные средства и т.д.) используют для достижения корпоративных целей: проведение предвыборных кампаний, формирование в определенном направлении массового сознания и типа поведения граждан. Сюда же относятся культурные образования групп граждан, организующих проведение совместного досуга. Эти организации являются объектами общественной либо частной (акционерной, паевой, долевой) собственности.

Такие же мотивы (влияние на общественное сознание граждан) вынуждают государство иметь в своей собственности определенные организации культуры, например электронные и печатные средства массовой информации. Следует также учитывать наличие собственности граждан на материальные объекты культуры (коллекции, картины), собственность создателя на произведение культуры или его наследника Объекты таких культурных ценностей могут быть значительны, и по своему значению превышать материальные культурные ценности. Особенностью интеллектуальной собственности является то, что с развитием техники воспроизведения и репродукции право на нее делится на имущественную и неимущественную составляющие. Это обусловливает введение особого режима контроля за воспроизведением и репродукцией принадлежащих создателю или его наследникам литературных или аудиовизуальных произведений, что порождает множество правовых коллизий, связанных с нарушением права собственности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Работа режиссёра над пьесой
Работа режиссёра над пьесой начинается также как и работа актёра над ролью - с ознакомления. Для дальнейшей работы также важно первое впечатление, от него зависит - будет ли продолжена работа, или нет. Первые впечатления определяют свойст ...

Гипотеза о происхождении майя
Исследователи сделали предположение, что предками майя были атланты, которые когда-то населяли район озера Верхнего, откуда потом были изгнаны в джунгли, впоследствии утвердившись на Юкатане. Доказатель этой гипотезы превеликое множество ...

Психологический аспект движения в танце
Когда я задумалась над вопросом, о чем будет мой реферат, о каком движении, в голове друг за другом всплыли две цитаты. Сначала, а что ж такое движение. В общем, его значении как то, что «движение это изменение положения объекта в простра ...