Образ человека в культуре Древнего Рима

Информация » Образ человека в древнегреческой и римской культуре » Образ человека в культуре Древнего Рима

Страница 3

Сатира, причем порой очень злая, получила в Риме значительное развитие. Популярно-этические рассуждения с критикой современных нравов, осуждение пороков современного ему общества (клятвопреступления, жадность, стремление к роскоши и пр) с целью исправления нравов способствовали возникновению нового жанра - классической стихотворной сатиры (Гораций, Персий, Ювенал) [2]. Сатира выявляет наиболее темные стороны жизни "О, заботы людей, о, сколько в делах их пустого. Эпиграммы Марциала и сатиры Ювенала, желчные, яростные, и сегодня производят огромное впечатление на читателей.

Из новых жанров наиболее важным оказались формы лирические, элитарные и низовые. Здесь особенно плодотворными оказались греко-римские взаимовлияния. Лирическая поэзия зародилась в римской государстве в I в. до н.э. (период кризиса республики) в кружке молодых поэтов, где самым талантливым был Катулл (примерно 87-54гг. до н. э). Он первым ввел в употребление в латинской поэзии различные размеры, используемые в греческой поэзии. В его лирических стихах, посвященных Клодии, сестре народного трибуна Клодия, ярко выражено личностное начало - с удивительной искренностью переданы и страстная любовь, и мучительная горечь разрыва, и счастье примирения. Эти стихи стали одним из лучших образцов римской поэзии и основой ее развития [2].

Римская поэзия достигла своих высот в так называемый "век Августа", "золотой век" римской литературы. Восхвалением старины и Августа проникнуто творчество лучших лирических поэтов: Вергилия, Горация, Овидия, Тибулла. Выход на первый план лирики не случаен. В эпоху кризиса республиканских идеалов и эталонов, ценностей гражданской общины наибольшую значимость приобретает личность, освобождающаяся от связей с коллективом, ее индивидуальные особенности, идеалы. По образцу Гомера, Вергилий (70-19гг. до н. э) написал "Энеиду", исполненную римским духом, где изложил мифологическую историю Рима, возвел род Августа к олимпийским богам, что вполне соответствовало изменившемуся менталитету римлян. По его мнению, великие мужи Рима, к коим относится и Август, сильны, мужественны, отличаются суровой простотой и благочестием (pietas) и тем самым являются воплощением римских ценностей. Как выходец из низов, он воспел также труд в сельском хозяйстве ("Георгики" - "О земледелии"), сельскую тишину, мир, простые сельские радости ("Буколики"), где прославил труд, трудолюбие как главную добродетель римлянина [2].

Публий Назон Овидий (43 до н.э. - 17 н. э) довел до совершенства разработку любовных мотивов как излияний автора. В "Метаморфозах", где излагаются мифы о превращениях людей в животных, растения, камни, а обожествленный Август становится звездой, лирические эпизоды с мифологическими персонажами разработаны особенно искусно. Величайшей поэмой, самым популярным после "Энеиды" произведением римской литературы стали "Метаморфозы". В "Лекарстве от любви" в насмешливой форме автор нарисовал современное общество, его нравы, за что был выслан на Черное море (Понт Эвксинский). Легкость его стиха, острота сюжетов ценились высоко, но не власть имущими [2].

Древнеримская и древнегреческая цивилизации очень сходны друг с другом. Так, отмечается, что и там и тут базой развития культуры была в целом однотипная античная гражданская община. Она (весь ее строй) определяла совокупность основных ценностей жизни и культуры. Однако, при всей схожести двух античных цивилизаций и культур, они, существенно разнились. Это мы видим и в создании образа человека.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи: