Образ Чингисхана в устной и письменной культуре монголов

Информация » Образ Чингисхана в устной и письменной культуре монголов

Страница 2

Согласно некоторым преданиям, Чингисхан даже наделен сверхъестественными способностями: по преданию, «когда Чингисхан умер, его тело заперли в ящик тремя замками и поместили в усыпальницу Еджен-хоро. Даже птица не могла пролететь мимо нее – падала мертвой, у человека, проезжавшего мимо и у его лошади шла кровь из носа и рта, и он также умирал. Однажды с помощью специальной церемонии хана «смягчили», перевязав его тело красным кушаком и попросив его быть милосердным и не убивать больше живой твари. Но теперь, если бы к ящику с телом подступил бы вор, у него непременно выпали бы глаза». И действительно, по некоторым сведениям, когда во время мусульманского восстания шайка воров захотела разграбить Еджен-хоро, у первого же приблизившегося к святыне глаза вылетели из орбит.

Летописи, в отличие от легенд и преданий, основаны на более реалистичных фактах. При этом все летописи, в свою очередь, делятся на 2 вида, в соответствии с чем меняется и образ Чингисхана в них. В первом типе этих повествований Великий хан наделен эпическими чертами, второй тип сказаний Чингисхану отводит более чем скромную роль: факты о жизни Великого хана в них изложены довольно сухо и кратко.

Максимальной эпической насыщенности и полноты повествования о хане достигают в «Сокровенном сказании монголов». Вообще, «Сокровенное сказание монголов» - не только древнейшее монгольское историографическое произведение, это еще и основа монгольской идентичности, один из важнейших источников для изучения социальной организации, ценностей и культурного мира монгольских племен. Кроме того, это настоящий эпос, включающий в себя разнообразные жанры и выполняющий функцию трансляции идеалов общества, это единственный в своем роде исторический труд, созданный одним из кочевых народов Центральной Азии и оформивший исторические знания этого народа в форме письменной истории. Наконец, это настоящая «сага о Чингизидах»: от рождения Темуджина до воцарения Угэдэя. Толчком к созданию, несомненно, главного памятника монгольской литературы послужило развитие в Монголии письменности после введения в XIII в. уйгурского письма. Однако на протяжение нескольких столетий «Сокровенное сказание…» оставалось едва ли не единственным достижением монгольской историографии и литературы, в целом. Связано это было с начавшейся в Монголии эпохой феодальной раздробленности, что, разумеется, отразилось на ее культурной жизни. В литературе это время (с конца XIV до конца XVI вв.) называется «темным периодом», в течение которого, вследствие кровавых междоусобиц, не было создано ни одного сколько-нибудь значительного художественного произведения. Новая волна в монгольской историографии и литературе начинается во второй половине XVII в., и связана она с проникновением в страну разновидности буддизма – ламаизма. С этим событием многие ученые связывают подъем в культуре Монголии, начавшийся в XVI – начале XVII вв. Именно тогда монголы впервые познакомились с обширной религиозной, философской, исторической, светской литературой народов Индии, Тибета, Китая. Монгольские историки в этот период создали оригинальные труды обобщающего характера, положив тем самым начало такому виду литературы, как хроника. К наиболее ярким представителям жанра относят такие произведения как «Алтан Тобчи» («Золотое сказание»): одно анонимное и одно Лубсан Данзана, «Шара Туджи» («Желтая история»), «Эрдэнийн Тобчи» («Драгоценное сказание») Саган Сэцэна и «История Асарагчи». Все эти хроники в той или иной степени восходят к «Сокровенному сказанию…», например, в «Золотом сказании» Лувсан Данзана из 282 параграфов «Сказания…» содержится 233, а в «Истории Асарагчи» - около 90, однако образ Чингисхана в них отличается.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Русский авангард как предтеча тоталитарной культуры и ее жертва
Авангард (-изм) - (франц. avantgardisme, от avant-garde - передовой отряд) Условное наименование художественных движений и объединявшего их умонастроения художников 20 в. для которых характерны стремление к коренному обновлению художестве ...

История некоторых Соборов
Евангелист Марк считается покровителем Венеции. Легенда рассказывает, что Святой Марк (Сан-Марко) однажды возвращался из Аквилеи, где проповедовал христианство, и, застигнутый бурей, был вынужден остановиться на одном из островов Венециан ...

Система воспитания и образования
Особую роль у римлян отыгрывало семейное воспитание. Дети воспитывались в духу уважения к верованиям и обычаям предков, безоговорочного покорения родительской власти. Настоящий гражданин у римлян - это послушный сын и дисциплинирован воин ...