Образ Чингисхана в устной и письменной культуре монголов

Информация » Образ Чингисхана в устной и письменной культуре монголов

Страница 3

В некоторых летописях Чингисхан наделен чертами эпического героя. Причем, максимального размаха его эпичность достигает в «Сокровенном сказании…», сравниться с которым по этому компоненту сможет разве что только «Золотое сказание» Лувсан Данзана. Учеными неоднократно отмечалось, что все жизнеописание Чингисхана, особенно касающееся его детских и юношеских лет, носит черты эпического сказания: это, в первую очередь, относится к его чудесному рождению, героическому детству, первому подвигу, богатырскому сватовству и войнам с иноплеменниками. Причем, детство и юность в «Сказании…» описываются с особой художественной выразительностью; читателю словно преподносят оправдание за предстоящие насильственные действия Темуджина. После того, как был убит отец Темуджина Есугэй-багатур, и его вдова Оэлун-эке осталась с 5 детьми в бедственном положении, тайчуды похитили Темуджина совсем еще ребенком и держали его в неволе, пока счастливый случай не помог ему бежать. И, наконец, юный Темуджин, переживший всяческие невзгоды и трудности, честолюбивый, затаивший непримиримую ненависть к своим врагам, становится Великим ханом и добивается своих целей в жестокой и кровопролитной схватке с ними. На основе «Сокровенного сказания…» и некоторых других источников известному монголоведу Владимирцову удалось набросать портрет Чингисхана: «Темуджин отличался высоким ростом, блестящими глазами и даровитостью, хотя и уступал по силе своим братьям Хасару и Бэктэру. Уже в юности у него появилась такая черта характера, как властность. Он также не терпел, когда его лишали чего-нибудь, что он считал принадлежавшим ему по праву». При этом в молодости Темуджин совсем не отличался бессердечием или вероломством, а напротив, был щедр и милостив за оказанные ему услуги, хотя, при этом, строг и требователен». Также в «Сокровенном сказании…» упоминалось, что «подчиняя всех своей воле, император умер сдерживать свой гнев из рассудочных соображений. Прибегая в бою к хитрости, а подчас и к вероломству, Чингисхан в частной жизни не проявлял этих качеств и ценил людей за их прямоту».

Но не все летописи характеризовали хана подобным образом. В некоторых источниках упоминается, что Чингисхан обладал рядом отрицательных качеств. Во-первых, Темуджин был трусом. Об этом упоминается, в частности, в обоих «Золотых сказаниях»: Отец Темуджина Йисугэй-багатур с целью преодолеть трусость сына оставил его с двумя конями у Дай-сэцэна. Иллюстрацией тому может служить хотя бы то, что завоеватель Чингисхан, совершивший большое количество походов, руководивший столькими битвами и осадами, по всей видимости, не отличался особой личной храбростью (Владимирцов, «Чингисхан» по материалам «Сказания…»). Полководец побеждал в нем воина; во всяком случае он был далек от романтического героизма. Если в молодости ему и приходилось проявлять удаль и личную храбрость, то, став ханом, он руководил сражениями, но лично не сражался, хорошо понимая, что это не дело полководца.

Кроме того, в летописях Чингисхан характеризуется, как братоубийца. О том, что Темуджин и Хасар договорились убить Бэгтэра, рассказывается и в «Золотом сказании», и в «Драгоценном сказании»: они рассказывают своей матери: «Сегодня Бэгтэр отнял пойманную в сети рыбу, отнял жаворонка, простреленного стрелой Хасаром. Мы убьем Бэгтэра». Тем не менее, в некоторых летописях этот факт замалчивается, например, в сочинении Рашпунцага «Хрустальные четки» говорится о том, что Бэгтэр умер сам. В трудах современных авторов говорится, что Бэгтэр умер от ран, полученных в сражении. А «Желтая история» и вовсе не упоминает об убийстве Бэгтэра Темуджином.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Анализ практики российского светского образования
Приступая к краткому анализу практики российского образования, прежде всего отметим, что исследование текстов педагогических сочинений современников Екатерины Великой (Бецкой, Дильтей) и государственных документов (Уставы Воспитательного ...

Концепции культуры интуитивистского направления
Одновременно и наряду с позитивно-социологическим направлением в культурологии развивалось и интуитивно-иррациональное. У истоков его стояли немецкие мыслители И.Г. Гаман, И.Г. Гердер, И.Ф. Гете, Ф. Шеллинг, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Я. Бу ...

Каким образом становятся возможны и происходят социокулыурные изменения
В процессе функционирования такой системы как культура в различных ее элементах и подсистемах формируются и накапливаются противоречия. Система оказывается разбалансированной и дает сбои, усиливаются дезинтеграционные тенденции. Может сло ...