Российские святые на аланской земле

Информация » Осетинская культура » Российские святые на аланской земле

Страница 1

Судьба христианства в Осетии сурова. Предки осетин — скифы и сарматы — были одними из первых народов, услышавших благую весть. Учение Христа принесли в Скифию апостолы Андрей Первозванный и Симон Канонит. Грузинские летописи утверждают, что, зная о прибли­жающейся смерти, проповедовавший в Персии и Мидии Матфей прибыл в Аланию (древнее название Осетии) и был похоронен в ее пределах.

После нашествия гуннов аланы растеклись по всей Европе, а оставшиеся на исторической родине к Х веку создают мощное раннефеодальное государство. Византия обращает взоры к аланам, видя в них желанных союзников на Востоке. В это время и выбрали аланы христианство. Да по-иному и быть не могло, ведь надо было противостоять сильнейшему хазарскому каганату, «защищенному», как верили хазары, щитом иудаизма. О мусульманстве в то время и речи не шло, ведь это была религия далеких кочевых народов. А вот христианство помимо света истинной веры несло и немалые моральные преимущества: Новый завет не мог не победить старый иудейский закон.

Уже в 921 году образовывается аланская митрополия, начинается активное созидание храмов. Зеленчукские, Сентинский и Шоанинский храмы — древнейшие в РСФСР — построены на целое столетие раньше знаменитых храмов святой Софии в Киеве и Новгороде! Кстати, значение, которое придавали аланам-осетинам духовные пастыри, видно из сообщений Иоанна Мариньоли.

В работе «О вере после потопа» он писал: «Ревностно служил Богу Сим, историю которого мы изучаем. На второй год после потопа он произвел на свет Элама, от которого произошел на востоке благородный род аланов, являющихся ныне величайшим и благороднейшим народом мира; всех прекраснее и храбрее их мужчины».

Кстати, осетины оставили немалый след в христианской культуре. Двенадцать сцакисянцев — святых, почитаемых армянской церковью, родом аланы. Общеизвестен подвиг Николоза Двали, в начале XIV века забитого камнями в Иерусалиме за проповедь христианства и причисленного к лику святых. Еще два осетина-двали (т. е. из Туальского ущелья) достигли редкого искусства в книжной миниатюристике и переписке книг на Святой горе—это Иван и Иосиф Двали (XII—XIII вв.). Осетином был и художник, расписавший стены знаменитой Нузальской часовни — Бола Тлиаг.

Христианство сблизило Аланию с Русью, искавшей среди единоверцев помощи для отпора хазарам и половцам. Многие русские князья выбирали себе жен из прекрасных осетинских (ясынских, ясами называли тогда алан) царевен. Ярополк Владимирович, Андрей Боголюбский, Мономах . В 1107 году Владимир Мономах женил сына своего Юрия на внучке аланского князя Осеня. Одна из княгинь — Мария, рожденная в древней Алании, подарила 12 детей великому князю Всеволоду III, прозванному за это «Большое гнездо». Она возводила храмы и монастыри во Владимире, своем стольном граде. Всеволод III, женившись на Марии, выдал сестру ее за Мстислава, сына киевского князя Святослава.

Всю жизнь великая княгиня Мария беззаветно служила идее христианства. Лаврентьевская летопись сообщает: « . постриглась великая княгиня Всеволжья в монашеский чин в монастыре св. Богородицы, который сама создала. И проводил ее великий князь Всеволод со слезами до монастыря с сыном Георгием и дочерью Всеславой, были епископ и игумен Симон и другие игумены и чернецы — провожали многие со слезами, потому что на всех изливала добро благоверная княгиня .»

За мудрость, благочестие, подвижничество Русская церковь провозгласила Марию святой. Она стала третьей «своей», русской, святой, после киевской княгини Ольги и князя Владимира, крестившего Русь. Четвертым на Руси был канонизирован сын Марии князь Михаил Черниговский, пятым — внук ее Александр Невский, шестым — правнук Даниил. Ветвь, идущая от одного сына Александра Невского, Андрея, привела к рождению Александра Сергеевича Пушкина. Ветвь, идущая от другого его сына,-Даниила Святого, привела к рождению Наталии Николаевны Гончаровой.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Гжель
Самый известный крупный народный художественный керамический народный промысел – подмосковная гжель. Этот район, включающий 30 сел и деревень бывших Бронницкого и Богородского уездов, в 60 км от Москвы (ныне Раменский район), давно славил ...

Музыка
Развитие музыкальной теории в Западной Европе осуществлялось в рамках церковной учености. Наследуя традиции древних греков, философы рассматривали музыку в системе семи «свободных искусств», где она соседствовала с арифметикой, геометрией ...

Особенности игрового досуга в России в XIX -начале XX века
Основная игра, которая была очень популярна в допетровской Руси, называлась "зернь". В нее играли все без исключения, независимо от возраста и социального положения. "Зернь" представляла собой набор небольших одинаковы ...