Речь

Основа культуры речи » Речь

Речь – проявление языковых знаков в их упорядоченности; она конкретна, материальна и сугубо индивидуальна.

Речь, воплощая язык применительно к конкретной личности, является результатом психофизиологических действий – именно так создается устный или письменный текст. Речь может быть устной или письменной.

Устная речь – это звучащая речь, функционирующая в сфере непосредственного общения, а в широком понимании – это любая звучащая речь. Устная речь обладает таким интонационным разнообразием речи, что может передать все богатство человеческих чувств, переживаний, настроений и т.п.

Письмо – это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка. Письменная речь дает возможность усвоить знания, накопленные человеком, расширяет сферу человеческого общения, разрывает рамки непосредственного окружения.

Различают четыре вида речевой деятельности: говорение и написание (продуцирование), а также слушание и чтение (восприятие). Совокупность ситуаций и функций общения образует речевое поведение человека.

Речь, в отличие от языка, характеризуется не только словесными, но и невербальными (внесловесными) атрибутами. Это паралингвистика (интонация, темп, сила голоса), экстралингвистика (мимика, жест), проксимика (пространственная обусловленность диалога), кинесика (двигательные характеристики собеседников). «Зеркалом души» называют глаза; действительно, значительная часть информации передается посредством взгляда - не случайно столько поэтических строк посвящено этому специфическому общению, а возле полотен Репина и Гойи зрители останавливаются, завороженные силой взгляда персонажей.

Речь определяет множество психологических нитей, ведущих к состоянию и коммуникативным интенциям собеседников, к приоритетам современного общества в целом.

Под культурой речи понимается владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляется выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных задач коммуникации.

Культура речи содержит три составляющих компонента: нормативный, коммуникативный и этический.

Культура речи предполагает, прежде всего, правильность речи, т.е. соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями (говорящими и пишущими). Языковая норма – это центральное понятие речевой культуры, а нормативный аспект культуры речи считается одним из важнейших.

Другие статьи:

Килт сегодня
В начале XIX века мода открыла шотландской клетке зеленую улицу. Ее носили и в Англии, и на континенте, правда, в основном в одежде для отдыха. Клетка стала излюбленным узором и в детской одежде. В конце XIX – начале ХХ века популярность ...

Новый год
Новый год в Англии отмечают без подарков и не обязательно в кругу семьи. Традиционных блюд для этого торжества нет. Обычно английские хозяйки готовят яблочный пирог. В Шотландии встреча Нового года считается более важным праздником, чем Р ...

Образ человека в культуре Древнего Рима
В VI в. до н.э., когда Греция стала ведущей силой в восточном и западном Средиземноморье, выдвинулась активная новая сила на Апеннинском полуострове - молодое римское государство, сформировавшееся в процессе борьбы. Существует мнение о то ...