Функционально-смысловые типы речи

Основа культуры речи » Функционально-смысловые типы речи

В зависимости от целей монологического высказывания, способа изложения содержан6ия выделяют такие функционально – смысловые типы речи, как описание, повествование, рассуждение. Первые два типа речи предполагают соотношение с миром «вещей» - предметов, последний – с миром понятий, суждений.

Описание – это словесное изображение какого-либо явления действительности путем перечисления его характерных признаков. Данный тип речи служит для воссоздания мира предметов и установления связей между ними.

Цель описания – создать в представлении читателя целостную картину, зафиксировать характерные признаки предмета или лица. В логическом плане описать предмет или явление- значит перечислить его признаки, поэтому для описания важны слова, обозначающие качества, свойства предметов.

С точки зрения объекта описания выделяют следующие типы: бытовое, портретное, интерьерное, пейзажное, научно-техническое, описания положения дел.

Глаголы в описании используются обычно в форме несовершенного вида настоящего и прошедшего времени (телефон имеет антенну, работает на батарее, микросхемы экономят энергию).

Повествование

представляет собой рассказ

о событиях и служит для передачи последовательных различных явлений, действий; оно раскрывает связанные между собой явления, действия, происходившие в виде некой цепочки событий в прошлом.

Последовательность действий, событий передается с помощью глаголов совершенного вида, которые, показывают развертывание повествования. Обычно предложения в повествовании не бывают относительно длинными, не имеют сложной структуры. Отдельные предложения в повествовании связаны цепной связью. В повествовании соблюдается определенный порядок слов в предложении ( его так и называют – повествовательным), когда сказуемое стоит после подлежащего и служит цели изображения последовательности действий. Глаголы-сказуемые обычно обозначают конкретное действие.

Рассуждение

это словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение передает ход развития мысли, идеи и должно обязательно приводить к получению нового знания о предмете, объекте, поскольку целью рассуждения является углубление наших знаний об окружающем мире. Данный тип речи характеризуется наличием абстрактной лексики, связанной не с обозначением конкретным предметов, а с отображением мира суждений, которые могут передавать различные логические отношения.

Другие статьи:

Особенности организации и содержания досуга в Японии
В данном параграфе, автор раскрывает понятие “индустрия досуга”, этой проблемой занимались такие ученые как Рамзес В.Б., Твердохлебов Н.И., Задарожняя Е.И., Флиер А.Я. Здесь полностью раскрыта индустрия досуга в Японии: материально-техни ...

Появление первобытного искусства
Накапливаемую социально-значимую информацию о взаимоотношениях человека с природной и общественной средой требовалось закрепить и передать последующим поколениям. Эту роль, по-видимому, и взяло на себя искусство. Предпосылкой для его появ ...

Культурная идентификация
5 духовных потребностей выдел …психолог: 1. потребность в общении 2. потребность в познании 3. потребность найти свои нац. Корни 4. потребность найти образец для подражания. 5. потребность в творчестве. Структура культурной идентифи ...