Говорящий и слушающий

Основа культуры речи » Говорящий и слушающий

Говорящий должен знать аудиторию, чтобы ввести ее туда, куда она стремится (задача); куда она, по твердому убеждению говорящего, должна стремиться (сверхзадача; о ней не сообщается, но и забывать говорящему нельзя). Кем мы представляем себе аудиторию, тем она и будет.

Умейте говорить на языке собеседника, ибо каждый способен понять только собственный язык. Со своим уставом в чужой монастырь не ходят, и надо, поэтому знать, на каком языке предпочитают общаться наши слушатели и собеседники, знать это лучше их самих.

Пытайтесь смотреть на вещи глазами слушателя. Когда стратег хочет выиграть битву, - он воображает себя противником и с его позиций смотрит на варианты будущего сражения.

Оратор, изначально не являющийся единомышленником аудитории, не имеет права на внимание. Воздействовать – значит заинтересоваться человеком, а не пытаться заинтересовать его собой. Чтобы стать другом, – достаточно заинтересоваться другим. А чтобы стать тяжким бременем, - достаточно постоянно рассказывать о себе.

Надо иметь уважать себя и слушателей. За слепцами не идут, у новичков не учатся, заболевший сам едва ли излечит другого. «Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанников» (В.Даль), а значит, надо обладать тем, к чему призываешь слушателя и ведешь его.

Воздействовать на других способен лишь тот, кто умеет импровизировать и воздействовать на себя.

Обращение к слушателю – это обращение к его достоинствам. Найти и подчеркнуть хорошее в собеседнике – значит найти собеседника. Говорящий старику о его мудрости приобретает друга, говорящий ему о средстве от облысения не найдет в нем и покупателя.

Направляет мнение собеседника тот, кто их знает.

Чтобы понять человека, надо уметь его читать: лицо, жесты, одежда – кладезь информации о слушателе. Читать человека – значит предвосхищать его речевые поступки и направлять реакции, чтобы он захотел услышать именно то, что вот-вот скажет говорящий. Чтобы слушатель испытал сильное чувство за него: черное виднее на белом.

Необходимо знать то, что авторитетно для аудитории, и не предлагать Евангелие мусульманам, а Коран иудеям. Лучшая цитата – удачные слова собеседника или друга; лучший вывод – тот, который дается при опоре на его слова, и для него уже не важно, противоречит он им или нет.

Другие статьи: