Теории культуры немецкого Просвещения

Информация » Основные культурологические концепции » Теории культуры немецкого Просвещения

Немецкие просветители внесли свой вклад в разработку теории культуры на заре становления культурологии. Яркими представителями немецкого Просвещения являются И.И. Винкельман, Г.Э. Лессинг, Ф. Шиллер, И.Г. Гердер и И. Кант. Особая роль в немецком Просвещении принадлежит И.Г. Гердеру (1744-1803), философу, культурологу, автору таких фундаментальных исследований, как "Трактат о происхождении языка" и "Идеи к философии истории человечества". Гердер сумел сформулировать такое понимание культуры, которое впредь составит основу европейской культурологической традиции. Он называл культуру миром человеческих изобретений, рождающихся в результате борьбы человека с противостоящей ему природой.

В числе естественных факторов развития культуры Гердер выделил среду обитания людей и многообразие окружающего животного мира. Они влияют на характер воображения народов и обнаруживают себя в эстетике.

Гердер утверждал, что культуры обладают особой способностью развиваться из самих себя. Это составляет закон прогресса в истории. В любом событии он пытался выявить тенденцию к высшей цели. Так, если закон прогресса в природе он понимал как восходящий ряд органических существ, то в истории усматривал его в устремленности человеческого общества к гуманности.

Гуманность при этом он не сводил к простой человечности, а понимал как всестороннее развитие человеческого общества и отдельного человека.

Как и Вико, Гердер пользовался методом органической аналогии и теорией возрастов. Его особенно интересовала реконструкция эпического периода жизни европейских народов, фольклор которых он собирал и изучал.

Немецкая классическая философия выступила как продолжение и вместе с тем критика идеологии Просвещения. Ее родоначальник

И. Кант выдвинул на первый план фундаментальную проблему: культура как человеческое изобретение. Человеку, считал Кант, от природы достался только разум, чтобы он "все произвел из себя" по своим законам. Так человек создал защитное искусственное сверхприродное тело-культуру. Посредством нее он отныне только и вступает в отношения с предметами своих естественных потребностей.

Движущая сила развития культуры - желание, возникающее в момент, когда предмет потребности начинает удаляться от человека. Таким образом, Кант по-новому осмысливает идею Гердера о том, что культура есть мир, созданный человеком в результате борьбы его воли и разума с природной необходимостью. Отличие заключается в том, что Кант не отождествлял, как Гердер, законы разума с законами природы.

Другие статьи:

Цитадель Давида
За пределами Старого города, у Сионских ворот стоит скромное здание с минаретом. На первом этаже можно увидеть могилу царя Давида. Это место во времена Давида находилось за пределами Иерусалима и, как считают многие историки, не является ...

Речь
Речь – проявление языковых знаков в их упорядоченности; она конкретна, материальна и сугубо индивидуальна. Речь, воплощая язык применительно к конкретной личности, является результатом психофизиологических действий – именно так создается ...

Особенности компьютерной демократии
Возвращение к «племенному» восприятию мира на новом этапе, по Г. Маклюэну, - безусловное благо, потому что таким образом люди вновь начнут ощущать себя единым целым, коллективом, в котором нет места изоляции, индивидуализму и подавлению м ...