Концепция игровой культуры

Информация » Основные культурологические концепции » Концепция игровой культуры

Тема культуры как игры в XX в. вдохновляла творчество нидерландского философа И. Хейзинга (1872-1946), испанского мыслителя Х. Ортега-и-Гассета (1883-1955) и немецко-швейцарского писателя Г. Гессе (1877-1962).

Автор книги "Человек играющий" (Homo ludens) Хейзинг провозглашает идею о том, что игра старше культуры, что культура зачинается в игре, что все архаические формы выделились из обычаев культовой, социальной, военной состязательности. Новое время (XVIII-XIX вв.) вытеснило игру из широкого обихода, заменив ее расчетом и рационализмом. В XX в. духовное напряжение утрачивают все сферы культуры, а игра перерождается в суррогат игровой деятельности. Массовая культура приучает людей потреблять, а не творить жизнь в игре.

Если для Хейзинга игра является делом общедоступным, то для Ортеги – это удел аристократической элиты духа, призванной спасти культуру от "восстания масс". Культурный герой Ортеги – всегда избранник, способный к созерцательной игре, следующий собственной воле и не принимающий в расчет необходимость.

Другие статьи:

Функционально-смысловые типы речи
В зависимости от целей монологического высказывания, способа изложения содержан6ия выделяют такие функционально – смысловые типы речи, как описание, повествование, рассуждение. Первые два типа речи предполагают соотношение с миром «вещей» ...

Музей истории города Отрадное
Музей истории г. Отрадного отражает историю города нефтяников, которому 45 лет. В музее собраны фотоснимки буровых мастеров, нефтяников, строителей. Посетителей интересует народное творчество, детское творчество, детские выставки, уникал ...

История культурно-просветительной деятельности
В дореволюционной России социальный прогресс был напрямую связан с развитием культуры. В то время также остро стояли проблемы неграмотности населения, отсутствия доступа его к образованию, организации культурного досуга, борьбы с алкоголи ...