Развитие представлений о культуре в России

Информация » Основные культурологические концепции » Развитие представлений о культуре в России

Судьба культуры и место человека в ней волновали умы русских писателей, философов, ученых. Культурологические концепции Н.Я. Данилевского, Н.А Бердяева и П.А. Сорокина развивались в рамках теории культурно-исторических типов и локальных цивилизаций. На русской же почве возникли такие самобытные учения как русский космизм, русское почвенничество, и концепции культуры, созданные великими русскими писателями Ф.М. Достоевским и Л.Н. Толстым.

Остановимся подробно на теории русского космизма, которая разрабатывалась преимущественно русскими учеными, показавшими тесную взаимосвязь между культурной историей человечества, космическими явлениями и геологическими процессами. Фундамент ее заложил русский религиозный мыслитель Н.Ф. Федоров. Продолжили разработку "космической философии" К.Э. Циолковский и А.Л. Чижевский.

В сходном русле идей развивал свое учение о ноосфере (сфере разума) русский ученый В.И. Вернадский (1863-1945). Вместе с Чижевским и Циолковским Вернадский сформулировал основы планетарной этики – ответственности отдельной личности, семьи, государств за все живое на Земле. Именно она легла в основу научного направления, названного "русским космизмом". Свою теорию Вернадский представил в трудах "Философские размышления натуралиста" и "Научная мысль как планетарное явление". В них он подчеркивал, что единство человечества в ходе развития науки усиливается, а биосфера все более превращается в ноосферу. Целостными становятся наши представления о сфере жизни, о факторах космического влияния на нее, заканчивается процесс расселения человечества по поверхности Земли.

Этот процесс отвечает биологическому единству и равенству всех людей и опровергает идею гибели цивилизации, самоистреблению человечества, которую Вернадский считал ненаучной. Живое вещество, самая незначительная по объему и весу часть биосферы Земли, геологически является ее основной силой, которая развивает огромную свободную энергию и никогда не поворачивает вспять. Именно эволюция живого вещества, отличающегося сложным уровнем организации, и породила научную мысль современного цивилизованного человечества, под влиянием деятельности которого биосфера перешла в новое качественное состояние – ноосферу.

Факторами, ограничивающими прогресс сферы разума, Вернадский считал появление в XX в. новых социальных форм жизни, таких как тоталитаризм, фашизм, "недостаток рабочести", то есть пассивность, инертность масс и, наконец, христианство, которое, по его мнению, разрушает сознание, ставя ему ограничительные рамки и убеждая в его завершенности.

На современном этапе в русле этого направления мысли осуществлял свои научные изыскания Л.Н. Гумилев (1912-1996). Он высказал предположение, что народы получают первоначальный импульс культурно-исторического движения под влиянием космоса. Сильная концентрация космической энергии на сравнительно небольшой поверхности Земли дает начало примерно тысячелетней фазе плодотворного развития того или иного народа, после истечения срока которой наблюдается угасание, "засыпание, растворение этноса" в других народах, иногда сопровождающееся социальными катастрофами и природными катаклизмами.

Таким образом, различные концепции культуры сыграли значительную роль в становлении и развитии культурологии как науки.

Другие статьи:

Работа над образами "Девочка с персиками", "Девушка, освещенная солнцем"
В нескольких верстах от Троице-Сергиевой лавры, на берегах живописной речки Вори находится Абрамцево, усадьба, некогда принадлежавшая писателю С.Т.Аксакову, а с 1870-х – известному московскому меценату Савве Ивановичу Мамонтову, покровите ...

Психологические концепции культуры
Психоаналитический подход оказал огромное влияние практически на все социо-гум. науки ХХ ст., в т.ч. и на культурологию. Выдающимися представителями психоанализа в обл. Культурологии были З.Фрейд и К.Юнг. Зигмунд Фрейд (1856—1939) – авст ...

Общие свойства культур
Независимо от того, в какое время и в каком регионе возника­ет культура, независимо от того, является ли она культурой от­дельной личности или культурой общества, — у всех культур есть общие свойства. Однако прежде, чем мы их рассмотрим, ...