Экспрессионизм

Информация » Основные направления в истории модернизма » Экспрессионизм

Страница 1

В начале XX в. в Германии возникло движение против академизма, господствовавшего в живописи. Его инициаторами были студенты архитекторы Э. Кирхнер, Ф. Брейль, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуфф и др., объединившиеся в 1905 г. в Дрездене в группу «Мост». Никто из них не имел опыта в живописи, и их художественные эксперименты привели к рождению экспрессионизма как нового художественного направления. Это направление в искусстве и литературе, выразившее в период Первой Мировой войны и последовавших революционных потрясений ощущение кризиса буржуазного мира. Экспрессионизм – отклик на острейшие противоречия эпохи, плод общественного разочарования, выражение индивидуалистического протеста против тотального отчуждения. Название ему было дано не участниками, а критикой, охарактеризовавшей его по доминантному признаку – повышенной, взвинченной эмоциональности, экспрессивности. Термин (от франц. еxpression – выражение) впервые употреблен в 1911 г. издателем экспрессионистского журнала «Штурм» (Берлин) Г. Вальденом. Термин должен был определять сущность искусства, противоположного по своим задачам и методу уже исчерпавшим свои возможности направлениям – натурализму и импрессионизму. В экспрессионизме искусство как будто бы дальше отходит от изображения объективной действительности: главным провозглашалось выражение субъективных представлений автора. Кричащее «Я» художника вытесняет факт; «изображение» заменяется «выражением». В экспрессионизме господствует стремление художника выразить себя, свой внутренний мир с максимальной обнаженностью и остротой. Часто внутренний мир экспрессиониста предстает в его предстает в его произведениях как болезненно противоречивый, противостоящий объективной действительности, которую он изображает в резко деформированном виде. Это может сочетаться с искренним стремлением художника утвердить гуманистические ценности, осудить милитаризм, общественную несправедливость и т.д.

Произведения экспрессионистов во всех родах искусства отличаются нервной дисгармонией, неестественностью пропорций. В музыке (А. Шебнерг, А. Берг) экспрессионисты выходят за пределы лада, мелодии, ищут и создают новые звуковые системы (атональность). В экспрессионистских театрах (спектакли режиссеров К. Мартин, Л. Йеснера) актеры часто играли на наклонных сценических площадках; луч прожектора вырывал из темноты героя, обращавшегося прямо к зрительному залу. В литературных произведениях экспрессионистов отсутствовали живые характеры. Не случайно главными жанрами литературы были лирическая поэзия и публицистическая драма, превращавшаяся под пером экспрессионистов в страстный монолог автора. Характерно, что в изобразительных искусствах экспрессионизм наиболее полно проявил сущность своего метода в графике (сатирические рисунки Г. Гросса, офорты Фотелера): мир виделся в столкновении контрастов (черное-белое), в преувеличенной резкости изломанных линий, замещавших реальное многообразие деталей и красок. В живописи к экспрессионистам обычно причисляют Ван-Гога и, с наибольшим основанием, - Э. Кирхнера («Американские танцовщики»), О. Кокошку («Этюд пером», «Портрет Вальдена»), Мунка, Марка, Пехштейна, в картинах которых ясно ощутим графический скелет, контур воспринимается как главный элемент композиции, а цветовое пятно создает резкий эмоциональный акцент. Экспрессионизм стал первым художественным направлением в истории развивающегося киноискусства, принесшего небывалые возможности для создания фантастически деформированного образа мира. Экспрессионизм в кино выработал свои образные и технологические средства выразительности, высокую пластическую культуру, но основным результатом этого стали «фильмы ужасов», которые Эйзенштейн считал самоуничтожением здорового начала в киноискусстве.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Погребальная обрядность восточных славян
Середина I тысячелетия н.э. была переломной эпохой для всех славянских племен Центральной и особенно Восточной Европы. После нашествия гуннов, после ухода готов на запад наступила пора великого расселения славян. Они двигались и на северо ...

Музыкальная партитура
Современная звукорежиссура оказывает большое влияние на формирование звуковой среды эфирного пространства. Звуковая партитура - руководящий документ, подсказывающий звукооператору те моменты в ходе программы, когда нужно включить и когда ...

Колорит картины
Колорит произведений многих русских и западноевропейских художников, строится соответственно естественной или искусственной “натурной” освещенности и воздушной перспективе. В таких живописных произведениях свет и воздух, как писал Дидро, ...