Импрессионизм: новое направление в искусстве

Информация » Основные направления в культуре и искусстве XIX века » Импрессионизм: новое направление в искусстве

Передвижничество в России совпадает по времени с художественными открытиями импрессионистов во Франции, которые, в противовес салонному искусству, пытаются найти поэзию в повседневности. Они отвергают сюжет и пренебрегают идеологической ангажированностью художника. Импрессионизм был далек от критического реализма русских художников. Новые открытия в области колорита, передачи света и цвета, сделанные импрессионистами, и впечатляли русских живописцев, и вызывали сомнения. В 1874 г.И. Крамской отмечал: "Нам непременно нужно двинуться к свету, краскам, воздуху, но . как сделать, чтобы не растерять по дороге драгоценнейшее качество художника - сердце?" А в 1884 г. он подчеркивал отсутствие во французском искусстве "простоты" концепций, "воодушевления и мысли" и преобладание в живописи "какого-то мучного тона".

Выход импрессионизма за пределы нормативной эстетики и представлений о предмете искусства уже ощущается в этой характеристике. Неслучайно Крамской заметил в 1875 г.: "Вам небезызвестно то странное явление, что вещь, возбуждавшая хорошие отзывы там, в Париже, за границей, совсем не вызывает того же впечатления в России. Отчего это?"

Русский критик В. Стасов, не принявший французское новшество, подчеркивал, что импрессионисты "забыли и человека, и его душу".

Импрессионизм в лице его наиболее яркого представителя Клода Моне (1840-1926) освобождался от классицистических форм восприятия действительности и, отказываясь полностью от историко-культурного опыта визуально-логического постижения реальности, вводил крайне субъективное переживание света и пространства.

Концепция мира, предполагавшая, что облик его стабилен и постоянен, была отброшена, как устаревшее и мимолетное впечатление.

Фиксация едва уловимого движения становится целью художника. Зрение превращается в единственный способ художественного восприятия, а цвет становится единственным формообразующим началом.

Пространственная среда, с ее глубиной и бесконечностью у романтиков, заменяется импрессионистами на "внешнюю видимость предметов, теряющих свои контуры в потоке света и воздуха. Натурализм импрессионистами был доведен до крайности, фиксация любого предмета на полотне ради решения "зрительных" задач низвела, например, жанр пейзажа Моне до уровня цветоведческих упражнений.

Последней попыткой XIX столетия создать целостный эстетический миф и реализовать его в архитектуре, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, живописи и сценографии стал стиль модерн, искусственно созданный в 1886-1914 гг.

Модерн отличается эклектизмом, но исторические формы искусства ориентированы на развитие в будущем и должны были привести к стирано граней между элитарным и массовым искусством.

Конец XIX века подвел итог художественным и мировоззренческим исканиям всего нового времени, шел мучительный процесс самоопределения искусства и его художественной природы.

Модерн на рубеже XIX - XX вв. имел "значение этапа, завершающего грандиозный развития европейской культуры, начавшийся еще в античности. Несомненно то, что предпринятая на рубеже веков попытка обобщения эстетического опыта человечества, синтеза художественных традиций Запада и Востока, античности и средневековья, классицизма и романтизма сопровождалась и, в известной мере, порождена явлениями упадка, кризиса системы научных, эстетических и этических ценностей.

Однако несомненно и другое - это искусство создало предпосылки, обусловившие радикальные изменения в мировой художественной культуре XX века.

Другие статьи:

Искусство оригами как возможность развития математических способностей детей
Одной из первых стран, использовавших возможности оригами в образовании, была, естественно, Япония. В конце периода Мейджи (1868–1912) и начале периода Тайшё оригами использовали как способ обучения в детских садах и в начальной школе, в ...

Воспитательное значение
Талантливое воплощение социальных проблем в искусстве, безусловно, обладает мощным воспитательным эффектом и учит человек обращать внимание на жизнь его ближних. Ещё греческие философы школы Аристотеля утверждали, что, сочувствие герою тр ...

Содержание картины
Картина – диптих – состоит из двух вертикальных узких створок, скреплённых между собой. На левой створке изображены апостолы Иоанн и Пётр, на правой – Марк и Павел. Апостолы находятся в одном пространстве, стоят на одном полу. Композицион ...