Импрессионизм: новое направление в искусстве

Информация » Основные направления в культуре и искусстве XIX века » Импрессионизм: новое направление в искусстве

Передвижничество в России совпадает по времени с художественными открытиями импрессионистов во Франции, которые, в противовес салонному искусству, пытаются найти поэзию в повседневности. Они отвергают сюжет и пренебрегают идеологической ангажированностью художника. Импрессионизм был далек от критического реализма русских художников. Новые открытия в области колорита, передачи света и цвета, сделанные импрессионистами, и впечатляли русских живописцев, и вызывали сомнения. В 1874 г.И. Крамской отмечал: "Нам непременно нужно двинуться к свету, краскам, воздуху, но . как сделать, чтобы не растерять по дороге драгоценнейшее качество художника - сердце?" А в 1884 г. он подчеркивал отсутствие во французском искусстве "простоты" концепций, "воодушевления и мысли" и преобладание в живописи "какого-то мучного тона".

Выход импрессионизма за пределы нормативной эстетики и представлений о предмете искусства уже ощущается в этой характеристике. Неслучайно Крамской заметил в 1875 г.: "Вам небезызвестно то странное явление, что вещь, возбуждавшая хорошие отзывы там, в Париже, за границей, совсем не вызывает того же впечатления в России. Отчего это?"

Русский критик В. Стасов, не принявший французское новшество, подчеркивал, что импрессионисты "забыли и человека, и его душу".

Импрессионизм в лице его наиболее яркого представителя Клода Моне (1840-1926) освобождался от классицистических форм восприятия действительности и, отказываясь полностью от историко-культурного опыта визуально-логического постижения реальности, вводил крайне субъективное переживание света и пространства.

Концепция мира, предполагавшая, что облик его стабилен и постоянен, была отброшена, как устаревшее и мимолетное впечатление.

Фиксация едва уловимого движения становится целью художника. Зрение превращается в единственный способ художественного восприятия, а цвет становится единственным формообразующим началом.

Пространственная среда, с ее глубиной и бесконечностью у романтиков, заменяется импрессионистами на "внешнюю видимость предметов, теряющих свои контуры в потоке света и воздуха. Натурализм импрессионистами был доведен до крайности, фиксация любого предмета на полотне ради решения "зрительных" задач низвела, например, жанр пейзажа Моне до уровня цветоведческих упражнений.

Последней попыткой XIX столетия создать целостный эстетический миф и реализовать его в архитектуре, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, живописи и сценографии стал стиль модерн, искусственно созданный в 1886-1914 гг.

Модерн отличается эклектизмом, но исторические формы искусства ориентированы на развитие в будущем и должны были привести к стирано граней между элитарным и массовым искусством.

Конец XIX века подвел итог художественным и мировоззренческим исканиям всего нового времени, шел мучительный процесс самоопределения искусства и его художественной природы.

Модерн на рубеже XIX - XX вв. имел "значение этапа, завершающего грандиозный развития европейской культуры, начавшийся еще в античности. Несомненно то, что предпринятая на рубеже веков попытка обобщения эстетического опыта человечества, синтеза художественных традиций Запада и Востока, античности и средневековья, классицизма и романтизма сопровождалась и, в известной мере, порождена явлениями упадка, кризиса системы научных, эстетических и этических ценностей.

Однако несомненно и другое - это искусство создало предпосылки, обусловившие радикальные изменения в мировой художественной культуре XX века.

Другие статьи:

Феномен культуры и его понимание
Культура формируется и развивается как специфически человеческая деятельность. Культура делает человека человеком, выделяя его из окружающего мира. Но как она возникла? В чем ее смысл? Если культура рождается, то бывает ли смерть культур ...

Стилистические метаморфозы в архитектуре города
Барокко, общеевропейский стиль, распространенный в архитектуре Петербурга в 1-ой половине-середине 18в., и обладающим рядом национальных особенностей. В период раннего Большого в 1700-30е г.г. разрабатывались новые принципы градообразован ...

Рок в жизни и в книгах
Там убоятся они страха, где нет страха. (Пс. 13:5) Мы вот ругаем рок-музыку . и правильно делаем! Но нельзя не учитывать тот факт, что через нее многие молодые люди приходят в Церковь. Архиепископ Александр (Могилев) председатель В ...