Развитие культуры в Беларуси XIX века

Информация » Основные направления в культуре и искусстве XIX века » Развитие культуры в Беларуси XIX века

Процессы, происходящие в Европе, влияние русской и польской демократической культуры оказали определенное воздействие на развитие белорусской культуры.

Так, в начале XIX века происходило становление белорусской литературы. Появляются такие произведения как “Энеіда навыварат", “Тарас на Парнасе". Это время является расцветом творчества П. Багрима, Я. Чечета, Я. Борщевского, В. Дунина-Мартинкевича, работа национального театра.

В это же время в архитектуре развивается классицизм, основанный на таких доминантах, как античная ордерная система, синтез российской и западноевропейской эстетики XVIII века и местных традиций. Это - Гомельский дворец П. Румянцева (1785), Сновский дворец (1827). Наблюдается расцвет садово-паркового искусства. В живописи - творчество Олешкевича, Кондратовича, Гловацкого.

С 40-х гг. наблюдается распад стилевого единства и создание разных стилей - ренессанс, барокко, готика, а в начале XIX века доминирующим жанром становится модерн.

В XIX веке жили и творили выдающиеся художники Беларуси - И. Хруцкий, Н. Орда.

В 60-90-х гг. XIX века белорусская литература, искусство освобождаются от условностей классицизма и романтизма, в то же время усиливаются черты критического реализма, что было связано с возникновением белорусской национальной интеллигенции, передовая часть которой воспитывалась на идеях русских революционных демократов.

В литературе это проявлялось в деятельности К. Калиновского, А. Гуриновича, Ф. Богушевича, Я. Лучины, утверждавших общечеловеческие ценности. В живописи показательным являлось творчество Н. Селивановича, А. Горавского, Ф. Рущица, Ю. Пэна.

Многие белорусские произведения переводились на русский, польский, украинский языки. В свою очередь делались переводы со славянских языков на белорусский А. Мицкевича, В. Сырокомли, А. Пушкина, И. Франко.

Белорусская культура, хоть и запоздало, но пробивала себе путь в Европу, где ей принадлежало почетное место в эпоху Средневековья, когда народ имел свое государство и развитую культуру.

Художественная культура нового времени завершила длительный этап эволюции европейской культуры со времен античности. В XVII - XX веках постоянно решался вопрос о формах отражение действительности в искусстве.

От средневекового символизма в эпоху Возрождения начинается переход к миметрическому (от греч. "подражание") натуралистическому изображению человека и природы.

Реалистическое искусство двигалось по пути раскрепощения содержательных и жанровых форм от мифологических схем мировосприятия.

Однако процесс развития художественных форм мышления и отражения в искусстве социально-нравственных проблем человека и окружающего мира не был ни линейным, ни зеркальным, а имел свою специфику и закономерности.

Художественное мышление нового времени колебалось в маятниковом движении между социальными крайностями натурализма и мифологическими абстракциями символизма.

Демифологизация и секуляризация искусства с постепенным вытеснением ценности и универсальности художественных стилей формами индивидуального, иногда крайне субъективного мировосприятия и мироотношения - таковы общие тенденции развития художественного мышления в Новом времени.

Разделение искусства на элитарное и массовое, официальное, публично признаваемое, и неофициальное, соблюдающее традиции и новаторское, очень характерно для конца Нового времени.

Универсальный язык символического средневекового искусства, понимаемый всеми слоями общества, исчезает в XVII - ХІХ веках.

Мировосприятие европейского общества отразилось в народном примитивном искусстве, еще достаточно не изученном, в то время как образ эпохи преимущественно отражался в эстетических пристрастиях социальных "верхов".

Большие стили нового времени, барокко и классицизм, хотя и отражали полярные системы мировосприятия, имели общую социальную природу. Это были элитарные эстетические системы.

Неудовлетворенность отображения окружающего мира в ретроспективных формах и концепциях породила в художественной среде ХІХ века поиски, приведшие к возникновению новых направлений (импрессионизм, пуантилизм и т.д.), поставивших своей целью не отображение объективного мира, окружающего художника, а его субъективного мирочувствования.

Другие статьи:

Феномен культуры
Строение культурологи как науки: 1. Теория культуры – общие принципы и законы. 2. история культуры – описание периодов культуры, развивающихся в порядке хронологии. 3. междисциплинарные связи – отношения между культурой и политикой, эк ...

Советский период
Преобразования в социальной и экономической сферах шли параллельно с изменениями в сфере духовной. Политика большевиков в первые послереволюционные годы получила название «культурной революции». Перед властью стояли две проблемы: старой р ...

Образ человека в культуре Древней Греции
Яркой чертой греческой культуры является антропоцентризм. Именно в Афинах философ Протагор провозгласил знаменитый тезис: "человек есть мера все вещей". И хотя Протагор был софистом и имел в виду, прежде всего право каждого граж ...