Натюрморт. Питер Клас и Виллем Хеда

Информация » Основные направления голландской живописи XVII века » Натюрморт. Питер Клас и Виллем Хеда

Тонкость, правдивость в воссоздании действительности сочетается у голландских мастеров с острым чувством красоты, открываемой в любом ее явлении, даже самом неприметном и будничном. Эта черта голландского художественного гения проявилась, быть может, всего нагляднее в натюрморте– неслучайно этот жанр был излюбленным в Голландии.

Натюрморт голландцы называли «stilleven», что означает «тихая жизнь», и это слово несравненно точнее выражает тот смысл, который голландские живописцы вкладывали в изображение вещей, чем «nature morte» – мертвая натура. В неодушевленных предметах они видели особую, скрытую жизнь, связанную с жизнью человека, с его бытом, привычками, вкусами. Голландские живописцы создавали впечатление естественного «беспорядка» в расположении вещей: они показывали разрезанный пирог, очищенный лимон с висящей спиралью кожурой, недопитый бокал вина, горящую свечу, раскрытую книгу, – всегда кажется, что кто-то касался этих предметов, только что пользовался ими, всегда ощущается незримое присутствие человека.

Ведущими мастерами голландского натюрморта первой половины XVII века были Питер Клас (1597/98-1661) и Виллем Хеда (1594-ок. 1680). Любимая тема их натюрмортов – так называемые «завтраки». В «Завтраке с омаром» В.Хеды предметы самой различной формы и материала – кофейник, бокал, лимон, фаянсовое блюдо, серебряная тарелка и др. – сопоставлены друг с другом так, чтобы выявить особенности и привлекательность каждого. Разнообразными приемами Хеда великолепно передает материал и специфику их фактуры; так, блики света по-разному играют на поверхности стекла и металла: на стекле – светлые, с резкими очертаниями, на металле – бледные, матовые, на позолоченном бокале – сияющие, яркие. Все элементы композиции объединены светом и колоритом – серовато-зеленой красочной гаммой.

В «Натюрморте со свечой» П. Класса замечательна не только точность воспроизведения материальных качеств предметов – композиция и освещение придают им большую эмоциональную выразительность.

Натюрморты Класса и Хеды исполнены особого настроения, сближающего между собой, – это настроение интимности и уюта, рождающее представление о налаженной и спокойной жизни бюргерского дома, где царит достаток и где во всем ощущаются забота человеческих рук и внимательных хозяйских глаз. Голландские живописцы утверждают эстетическую ценность вещей, а натюрморт как бы косвенно воспевает и тот быт, с которым неразрывно связано их существование. Поэтому его можно рассматривать как одно из художественных воплощений важной темы голландского искусства – темы жизни частного человека. Свое главное

Другие статьи:

Культура Древнего Китая
Уже в 8 – 5 веках до н. э. в Китае имело широкое распространение учение о пяти стихиях или первоэлементов природы. Древнекитайские мыслители учили, что соединение пяти первоэлементов: воды, огня, металла, дерева и земли создают все многоо ...

Развитие библиотек на территории Беларуси
История развития библиотечного дела в Беларуси является одним из важнейших разделов истории культуры белорусского народа. Без знания истории библиотек невозможно не возможно осмыслить изменения которые характерны для библиотечного дела в ...

Тематическая направленность как инструмент репертуарной политики
Тематическая направленность является гибким инструментом репертуарной политики каждого фестиваля. Она может сохраняться как стратегическая ориентация его деятельности. Так, небольшое число известных детских фестивалей сохраняет свою жанро ...