Основные художественные особенности миниатюрной живописи Холуя

Информация » Основные художественные особенности миниатюрной живописи Холуя

Страница 1

Холуй - самый молодой из промыслов лаковой живописи на папье-маше. Миниатюра Холуя, наряду с миниатюрой Палеха, Мстеры и Федоскина, принадлежит к числу наиболее развитых и популярных видов декоративного искусства. Однако свой художественный язык Холуй нашел значительно позднее, чем Палех и Мстера. Это исторически обусловленное отставание промысла способствовало появлению явной недооценки молодого холуйского искусства как со стороны мастеров родственных промыслов, так и со стороны отдельных специалистов. Вплоть до 50-х годов двадцатого века на Холуй привыкли смотреть как на новую, совершенно несформировавшуюся разновидность лаковой живописи. Считали, что Холуй не имеет своего художественного лица, что его миниатюра - искусство подражательное, неполноценное в художественном отношении. Теперь уже для большинства стало совершенно очевидно, что миниатюра Холуя не только своеобразное искусство, имеющее большие перспективы развития, но также новаторское искусство, которое в ряде случаев смело ищет новые пути в решении отдельных художественных задач, стоящих перед всеми мастерами лаковой живописи в целом.

Все возрастающий интерес к миниатюре Холуя, а также кипучая деятельность мастеров, пытливо ищущих ответа на многочисленные вопросы, возникающие в процессе творчества, обязывают со всей серьезностью обратиться к изучению искусства данного промысла и прежде всего к определению его стилистического своеобразия и художественной направленности.

Подобно палехской и мстерской миниатюре на изделиях из папье-маше искусство современного Холуя ведет свое происхождение от местной иконописи. Даже при беглом знакомстве с отдельными произведениями холуйской иконописи бросается в глаза художественное своеобразие этого искусства, а также наличие общих черт с искусством лаковой миниатюры Холуя.

Характерными особенностями холуйской иконописи были относительно реалистическая трактовка образов, живописность манеры и многоцветность колорита, восходящие, по мнению искусствоведа В.М. Василенко, к русской иконописи XVII века или к так называемой "фрязи", наиболее ярко выраженной в ростовских и ярославских письмах.

В основных чертах холуйской иконописи обнаруживаются живительные струи народного изобразительного творчества, которые ее обогащали, повышая художественную ценность. В образах холуйских икон много земного, наблюденного в жизни. Некоторые из них скорее напоминают простых крестьян, чем "святых". Так, на одной из икон, изображающей "святого Андрея", мы видим запоминающийся образ отягченного горем изможденного старика, каких много можно было встретить среди крепостных крестьян дореформенной Руси.

Выразительность образов в холуйских иконах достигалась за счет большого художественного обобщения, чему были подчинены все средства искусства живописи. Пейзаж в холуйских иконах компоновался из небольшого числа сравнительно крупных, условно решенных элементов. Из них особенно характерно гроздьеобразное решение крон деревьев. Пробела на выпуклых частях лиц и рук также имела крупную, сильно обобщенную форму. Большую роль в создании настроения играла живописность холуйских икон, проявившаяся как в найденности своеобразных тональных соотношений, так и в относительно свободной манере исполнения. Цвет, построенный, главным образом, на сочетании контрастных тонов оранжевых, красных и коричневых с синими и изумрудно-зелеными, в холуйской иконе всегда объединялся и смягчался одним охристо-оранжевым или коричневатым тонами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Рыцарская литература
Пoэзия трубaдурoв, зaрoдившaяся в кoнце XI века, пo-видимoму, нaхoдилaсь пoд сильным влиянием aрaбскoй литерaтуры. Вo всякoм случaе, фoрмa стрoф в песнях "первoгo трубaдурa", кaкoвым трaдициoннo считaют Гильoмa IX Aквитaнскoгo, ...

Гуманисты XIV-XVI вв. Их мировоззрение и деятельность
Поэт и философ Франческо Петрарка – общепризнанный родоначальник гуманистического движения в Италии. Петрарка явил собой яркий пример творчески многогранной личности эпохи Возрождения. Он – один из величайших лирических поэтов Италии, авт ...

Характеристика гжельской местности
Гжель - один из древних традиционных народных керамических центров России, где издавна сложились условия для развития гончарного, майоликового и фарфорового ремесла. Уже в первой половине XIV века Гжель являлась поставщиком гончарной посу ...