Основные художественные особенности миниатюрной живописи Холуя

Информация » Основные художественные особенности миниатюрной живописи Холуя

Страница 5

Плоскостные начала, которые мы наблюдаем в построении пространства, проявляются также в решении формы и объема человеческих фигур и предметов. Светотеневая лепка объема применяется очень умеренно и весьма своеобразно. Блики и отдельные глубокие тени, как правило, кладутся таким образом, что образуют ритмический рисунок, вплетающийся в общий орнаментальный узор композиции.

Рефлексы в холуйской миниатюре, как и в лаковой живописи вообще, не употребляются совсем. Большую роль в создании художественного образа в Холуе играет силуэт (темный на светлом фоне и светлый на темном или же теплый на холодном фоне и наоборот). Детали в холуйских миниатюрах крупнее, чем в мстерских и палехских, и имеют несколько иную разработку. Особенно показательна в этом отношении трактовка листвы и облаков. Так, если для Палеха характерна мелкая, графически-узорная проработка и оконтуривание деталей золотом, а для Мстеры разделка листвы в виде разноцветных куп, образованных густо расположенными точками, то в Холуе детали кроны имеют вид округлых растекающихся живописных пятен. Кроме того, наряду с обобщенной силуэтно-орнаментальной трактовкой листвы (Белов), в Холуе распространена мелкоузорчатая, без применения золота (Тихонравов). Своеобразно также живописно-орнаментальное решение облаков.

Тяготение мастеров к менее условной форме отображения реальной действительности, чем в Палехе и Мстере, а также любовь к пейзажу обусловили в значительной мере живописность холуйских миниатюр. Линейно-графические начала здесь не так ярко выражены, как в Палехе. Цвет также менее интенсивен и многообразен, как в Палехе, но насыщеннее и богаче, чем в Мстере.

Холуй имеет свой особый колорит, по которому, в первую очередь, определяется, кому из художников принадлежит творческая работа, з также продукция данного коллектива в целом. Цветовая гамма холуйских миниатюр построена в одном из двух ключей - теплого, с преобладанием песочно-оранжевого тона и холодного сине-зеленого, оживленного контрастами дополнительных тонов. Золото и серебро применяются только при изображении блестящих металлических предметов или узоров.

Орнамент в Холуе менее развит, чем в Палехе и Мстере. Он более сдержан и строг, подчинен реалистическим принципам письма.

Итак, остановившись на рассмотрении общих, наиболее характерных черт холуйской миниатюрной живописи, мы убедились, что Холуй имеет свое определенное художественное лицо, отличное от Палеха и Мстеры.

Теперь рассмотрим направления холуйской миниатюры.

Наиболее отчетливо в Холуе определились две художественно-стилевые линии: одна наиболее полно использующая условно-декоративные принципы холуйской живописи и творчески их развивающая и другая - новаторски смело и широко перерабатывающая материал, почерпнутый из реального мира.

Однако, прежде всего, необходимо сказать, что между этими двумя разветвлениями современной холуйской миниатюры нет резкой границы, так как это взаимодополняющие и взаимообогащающие друг друга русла, сближающиеся в своем течении. Только в одном случае сильнее выражены традиционные декоративные черты, в другом - черты, ведущие свое происхождение от натуры. Нередко обе линии переплетаются между собой даже в творчестве одного и того же мастера, в зависимости от тематики и тех задач, которые ставит перед собою автор.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Организация праздника
Вначале праздник проводился в течение одного дня, но потом, по мере роста популярности Игр, расширения программы соревнований и увеличения числа участников и зрителей, он вылился в грандиозное торжество, длившееся пять дней. В эти дни Ол ...

Познавательное значение
Под изображениями апостолов И. Нейдерфер начертал строки из евангелий апостолов, содержащие предостережения от соблазнительных слов лжепророков: высказывание апостола Петра, предостерегающее от «ложных пророков», которые «ради жадности бу ...

Сюрреализм
Сюрреализм – одно из самых значительных и долговечных художественных направлений европейского авангардного искусства XX в. Впервые понятие «сюрреализм» ввел французский поэт Г. Аполлинер, обозначив жанр своей пьесы – «сюрреалистическая др ...