Основные этические принципы эпохи Возрождения. Отношение к античности

Информация » Основные этические принципы эпохи Возрождения. Отношение к античности

Страница 2

Возникновение и утверждение ренессансной культуры началось с вызова схоластике: под сомнение были поставлены и структура знания, и претендующий на универсальность формально-логический метод. В противовес традиционному комплексу studia divinitatis – познанию божественного – гуманисты выдвинули новый комплекс гуманитарных знаний – studia humanitatis, куда входили грамматика, филология, риторика, история, педагогика и этика, ставшая стержнем всего комплекса. От термина «studia humanitatis» ведут начало термины «гуманист» (знаток и приверженец studia humanitatis) и «гуманизм». Наметились секуляризация знания, расширение круга университетских дисциплин. Уже в XV в. в итальянских университетах гуманисты стали преподавать не только риторику, но и поэтику, основанную на изучении античной литературы, а также моральную философию. Однако в пору раннего гуманизма еще предстояло утвердить в правах studia humanitatis, обосновать их право на главную роль в формировании новой культуры, обращенной прежде всего к человеку, в острой полемике со схоластами и теологами, ставившими под сомнение тезис гуманистов о необходимости широкого освоения античного наследия – греческой и римской языческой культуры. Франческо Петрарка (1304-1374) искренне стремился примирить Христа с Цицероном, полагая, что светская образованность, знание античной поэзии и философии не могут противоречить принципам веры, ибо она служит нравственному совершенствованию человека. Не порывая с принципами христианского мировоззрения, Петрарка ищет, однако, иных путей к познанию Истины, к постижению истины человеческого бытия. Эти внутренние борения и сомнения нашли яркое выражение в его «Исповеди», или «Моей тайне», многочисленных письмах, трактатах, поэзии. В «Исповеди» сопоставлены две шкалы ценностей – христианская аскетическая мораль, призванная очистить душу от греховности и привести ее к вечному блаженству, и ценности земного бытия человека – творчество, поэзия, слава, любовь, наслаждение красотой реального мира. Петрарка не отдает предпочтения какой-либо одной из этих нравственно-ценностных систем, но старается примирить существующие между ними противоречия: он убежден, что путь к небесному блаженству не требует отказа от всего мирского. Благочестие и «познание божественного» утрачивали, таким образом, монополию в духовной сфере, в разрешении проблем человеческого бытия – ответ на них Петрарка искал в светском знании, источником которого для него была античная культура. «Беседы с древними» должны наполнять досуг, отданный литературным и научным занятиям. Петрарка заложил основы новой, гуманистической этики; ее главный принцип – достижение нравственного идеала через самопознание, активная добродетель, образование, смысл которого – в широком овладении культурным опытом человечества. Этот принцип стал характерным для всего раннего гуманизма: не только Петрарка, но и Боккаччо и Салютати видели в образовании, основанном на изучении античного наследия, средство возвеличивания личности и совершенствования общества. Наиболее ярким и значительным выражением культурного опыта человечества они считали поэзию.

Один из основоположников ренессансной литературы – Джованни Боккаччо (1313 - 1375) горячо защищал идею самостоятельности поэзии, ставя ее в один ряд с философией и теологией: в античном мифе заключена та же Истина, скрытая под покровом прекрасного вымысла, полагал он. Его «Генеалогия языческих богов» стала началом гуманистического осмысления античной мифологии с позиции новой филологии, основы которой он закладывал наряду с Петраркой. Наравне с выдающимися поэтами древности Боккаччо почитал Данте, «поистине вернувшего к жизни омертвелую поэзию», высоко ценил «Книгу песен» Петрарки. Он видел в Данте и Петрарке творцов национального итальянского языка и литературы, развитию которой и сам способствовал новеллами «Декамерона», знаменовавшими утверждение светской литературы, ее обращение к проблемам земной действительности. Боккаччо смело провозгласил разрыв с лицемерной церковной моралью, реабилитировал чувственное начало человеческой природы, подчеркивал ценность индивидуальности, значение доблестных поступков личности в противовес наследуемой знатности рода.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Эволюционные модели социокультурной динамики
В XIX веке эволюционная теория Ч.Дарвина побудила ученых обратить внимание на тот факт, что человек есть продукт длительной биологической эволюции, звено ее цепи. Эволюционизм надолго становится ведущим направлением социогуманитарной мысл ...

Сомово
В далекое прошлое уходят корни сомовского гончарного промысла. Во второй половине XIX в. изготовлением глиняной посуды и свистулек занимались в каждом доме села Сомово. Сработанные за зиму изделия гончары везли в г. Вельск и на все крупны ...

История культурно-просветительной деятельности
В дореволюционной России социальный прогресс был напрямую связан с развитием культуры. В то время также остро стояли проблемы неграмотности населения, отсутствия доступа его к образованию, организации культурного досуга, борьбы с алкоголи ...