Основные этические принципы эпохи Возрождения. Отношение к античности

Информация » Основные этические принципы эпохи Возрождения. Отношение к античности

Страница 6

Политическая ориентация характерна и для гуманистической историографии. В исторических трудах Леонардо Бруни, Горо Дати, Поджо Браччолини, для которых характерны актуализация средневекового прошлого Флоренции, победа пополанства расценивалась как закономерный итог развития города-коммуны по пути утверждения свободы и справедливости; Флорентийская республика объявлялась «законной наследницей» республиканских традиций Древнего Рима. Гуманистическая историография Венеции в лице Бернардо Джустиниана, Сабеллико, Марино Санудо всемерно акцентировала достоинства аристократической республики св. Марка, представляла ее как образец совершенного государственного устройства. Апологетический характер в еще большей степени был присущ гуманистической историографии Милана: в сочинениях Симонетты, Мерулы, посвященных деяниям правителей из дома Висконти, а также Франческо Сфорца и Лодовико Моро, настойчиво проводилась мысль о величии древнего Милана, мудрости его герцогов, политика которых в XV в. – это особенно акцентировалось – вела к усилению мощи государства и расцвету культуры.

Историография XV в. отражала не только политические позиции гуманистов, но в еще большей степени явилась выражением их нового понимания истории, ее научного и воспитательного значения. История воспринималась ими в противовес средневековой традиции как прогресс, развивающийся по собственным причинно-следственным законам, главным субъектом которых является человек – подлинный творец истории. Гуманисты безоговорочно приняли тезис Цицерона «история – наставница жизни»; они искали в древней истории образцы «правильно устроенных» обществ и государств. При этом они стремились к подлинному знанию фактов, шли к первоисточнику, отбрасывали легенды и мифы; всемерно повышали авторитет исторического знания, ставили на службу истории филологию, археологию, другие дисциплины. На развитие гуманистической историографии существенно повлияли труды Лоренцо Валлы, а также работы римских гуманистов – Флавио Бьондо, Помпонио Лето.

Секуляризация и рационализация исторической мысли, ее тесная связь с современной политической идеологией, а также с этическими учениями гуманистов – один из важных факторов развития ренессансной культуры Италии в XV в. Интенсивная разработка этики на новых основаниях, связанных с утверждением самоценности мирской жизни человека, в которой он должен чувствовать себя разумным хозяином, - еще один фактор, оказавший заметное влияние на дифференциацию итальянского гуманизма, наметившуюся уже в первые десятилетия XV в., когда наряду с этико-политической концепцией гражданского гуманизма возникла и другая линия – эпикурейская, нашедшая яркое выражение в учении Лоренцо Валлы (1405/07 - 1457), выдающегося гуманиста, чья деятельность протекала в Риме, Милане, Неаполе.

В диалоге «Об истинном и ложном благе», написанном в 30-е годы и полемически заостренном против ригористической этики стоиков, Валла развивает концепцию высшего блага как наслаждения, основываясь на учении Эпикура. Главная особенность природы человека – способность испытывать наслаждение. Само стремление человека к духовным и чувственным наслаждениям, к полнокровной земной жизни – природный закон, направляющий всю жизнь человека, - ведь долг перед собственной природой человека превыше всего. В понимании Валлы земная юдоль ниспослана людям не ради исполненного печали приуготовления к смерти, а для наслаждения красотой мира и творениями их собственных рук. Любовь человека к миру – это и есть любовь к присутствующему в нем Богу, а наслаждение миром – знак божественного благоволения. Валла отходил от традиционного противопоставления плоти духу, видя в них равноправные стороны человеческой природы, и оправдывал телесные наслаждения, запретные для христианской морали. Наряду с понятием «наслаждения» категория «полезности» - основополагающая в этике гуманиста. Полезность наслаждения естественна, она как бы символизирует божественное благо. В стремлении к пользе и наслаждению каждого не должны нарушаться интересы других людей; принцип взаимной полезности лежит в основе общественного и государственного устройства. Учение Валлы, не посягавшее открыто на основы христианства, вело, однако, к всемерному оправданию мирской жизни и утверждению светской антиаскетической морали. Диалог «Об истинном и ложном благе» вызвал резкую критику со стороны теологов. Эпикурейская линия в гуманистической этике не получила широкого развития, тем не менее нашла во второй половине XV в. активных сторонников в кругу римских гуманистов – Помпонио Лето, Каллимаха и др. Лоренцо Валла вошел в историю гуманизма и как резкий обличитель церкви, монашества, теократических притязаний папства, убежденный противник вмешательства церкви в светские дела. Валла доказал подложность «Грамоты Константина», сфабрикованной папством для оправдания притязаний на светскую власть. Валла-филолог продолжал традицию изучения античных рукописей, поднимал авторитет науки о слове. Он разработал критический метод анализа текстов, применив его к изучению Библии. Комментарий Валлы к Ветхому и Новому завету – блестящий образец нового, научного подхода к тексту. Гуманистическая филология нашла дальнейшую плодотворную разработку в последние десятилетия XV в. в творчестве Кристофоро Ландино и Анджело Полициано.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Другие статьи:

Художественное выражение сентиментальных направлений в живописи во второй половине XVIII в
Произведения культуры Просвещения свидетельствуют, что во второй половине XVIII в. европейское искусство представляло собой сложную картину. Рококо ещё продолжало существовать; если оно и не было так широко распространено, как в предыдущи ...

Художественная культура Северного Возрождения
До конца 15 в. Ренессанс был явлением только итальянской культур, на рубеже 15 в. Возрожденческая культура преодолела национальные границы Италии и распространилась в других странах Западной Европы. Немецкое Возрождение: Мартин Лютер – и ...

Православие и государство
Наши предки до Х века были язычниками, но не христианами. Год 988 вошёл в историю русского народа как год крещения Руси. С этого времени Православие стало официально государственной религией на Руси. Во главе государства мог стоять только ...