Основные этические принципы эпохи Возрождения. Отношение к античности

Информация » Основные этические принципы эпохи Возрождения. Отношение к античности

Страница 8

Это особенно заметно в сфере образования и воспитания. Привычным явлением стали частные гуманистические школы; в университетах Флоренции, Милана, Болоньи, Падуи были введены новые дисциплины – поэтика, риторика, моральная философия. Комплекс гуманитарных знаний, разработкой которых занимались гуманисты, переживает во второй половине XV в. подлинный расцвет. Сочинения древних авторов в уточненных списках и новых переводах широко распространялись в рукописных и печатных изданиях. Развивалась и гуманистическая литература, пополняя библиотеки образованной прослойки общества, на развитие литературы, искусства, науки, философии. Подъем образования и культуры стал зримым итогом движения гуманистов, о которой с гордостью писали они сами: в конце XV в. Фичино назвал свое время «золотым веком» дарований и открытий.

Осознание этих достижений, осмысление роли гуманистической интеллигенции в культурном развитии Италии наложило определенный отпечаток на решении гуманистами проблемы разума, знания, нравственного идеала. Своеобразный культ разума и знания, последовательный антропоцентризм характеризуют гуманистическую жизнь эпохи. С особой силой эта проблематика зазвучала в творчестве флорентийских неоплатоников – Фичино, Ландино, Пико, Нези, хотя заметный вклад в ее разработку внесли Аргиропуло и Полициано, Ринуччини и Альберти. В этике центральным становится вопрос о выборе нравственного идеала, о соотношении «действия» и «созерцания» на пути к достижению счастья. В первой половине XV в. гуманисты без колебаний отдавали предпочтение идеалу активной гражданской жизни, служению общему благу в рамках политической, хозяйственной, военной деятельности; теперь высоко оценивается «созерцание», мыслимое, однако, не в духе христианской традиции – как уход от мира во имя постижения богооткровенных истин, а как сосредоточение на научной и литературной деятельности ради познания мира и человека, блага его земной жизни. Это порождалось изменениями в социально-политической ситуации итальянских государств, где укреплялись монархические режимы и угасали коммунально-республиканские традиции, позволяющие господствующей прослойке общества активно участвовать в политической жизни города. С новой ситуацией связан кризис идей гражданского гуманизма, хотя некоторый отход гуманистической этики от проблем гражданской жизни к более отвлеченной метафизической проблематике не означал кризиса гуманистической идеологии в целом: ее основополагающие принципы сохранялись, а учение о человеке получило новый импульс развития, особенно в концепциях Фичино и Пико.

В «Платоновской теологии» (1469 – 1474) Фичино отводит человеку роль связующего звена мира – ведь он способен объять в познании все ступени мировой иерархии. Человек – единственная сущность, наделенная безграничностью познания и способная в мыслительной мощи сравняться с Богом. Знание человек обретает в процессе самопознания, а не изучения реального мира, постигая свободной творческой силой разума заложенные в нем идеи всего сущего. Идеалистическая гносеология Фичино отличалась от теории познания Альберти и Леонардо да Винчи, где исходной точкой служила действительность. Это принципиальное различие отчетливо выявилось в их эстетических концепциях, в понимании источника красоты. Фичино связывал его с вливающейся в материю идеей. Красота мира вызывает наслаждение им; любовь также путь познания, но не рационального, а мистического. Эстетика Фичино имела многочисленных приверженцев в гуманистической и художественной среде в конце XV начале XVI века и оказала прямое воздействие на изобразительное искусство эпохи.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Другие статьи:

Значение индивидуальных атрибутов в культурно-досуговых программах
Значение индивидуальных атрибутов в культурно-досуговых программах очень велико. К конкретным видам досуговой деятельности можно отнести: 1) занятия, связанные с потреблением культурных ценностей, индивидуального, коллективно-зрелищного ...

Реализм как художественное направление, пришедшее на смену романтизму
В спорах между классицистами и романтиками в изобразительном искусстве постепенно закладывалась основа для нового восприятия - реалистического. Реализм, как визуально достоверное восприятие действительности, уподобление природе, приближа ...

Появление первобытного искусства
Накапливаемую социально-значимую информацию о взаимоотношениях человека с природной и общественной средой требовалось закрепить и передать последующим поколениям. Эту роль, по-видимому, и взяло на себя искусство. Предпосылкой для его появ ...