Календарные обряды

Информация » Обрядовый театр » Календарные обряды

Страница 9

К нам пришло - прикатилося

Святое Рождество!

Вот Свят вечор! Вот Свят вечор!

Мы ходили-походили,

колядовщики!

Мы искали-поискали Иванова двора!

Стоит Иванов двор на пяти столбах!

На пяти столбах, на семи верстах!

Коляда-Коляда!

Подавай пирога!

Славильщики останавливались под окнами или заходили в дома. Они просили у хозяев разрешить им спеть колядки. Обычно в каждом доме славильщиков встречали радушно и гостеприимно, заранее готовили угощение и подарки.

Содержание колядок было разнообразным: в них желали хозяевам получить богатый урожай, обильный приплод у скота; провести год здоровыми и счастливыми. Колядка завершалась благодарностью за щедрые подарки и угощение. Скупые хозяева порицались, им желали неурожая, накликали на них засуху и всякие несчастья. В колядке говорилось:

Коляда, моляда,

Уродилась Коляда!

Кто подаст пирога -

Тому двор живота,

Еще мелкой скотинки

Числа бы вам не знать!

А кто не даст ни копейки -

Завалим лазейки,

Кто не даст лепешки -

Завалим окошки,

Кто не даст пирога -

Сведем корову за рога,

Кто не даст хлеба -

Уведем деда,

Кто не даст ветчины –

Тем расколем чугуны.

Закончив петь, славильщики получали в подарок специальное обрядовое печенье, выпеченные из теста фигурки домашних животных, съестные припасы, а иногда и деньги.

После обхода нескольких домов славильщики собирались в заранее намеченной избе и устраивали общую пирушку. Все принесенные дары и еда делились между участниками.

Обходы дворов считались делом серьезным, чрезвычайно важным. Выполняющие такой обход выступали "не скромными просителями-нищими, а коллективом людей, совершающих магический обряд, который должен был вызвать желаемое в грядущем. Активная роль колядующих исключала мотив смиренности и покорности перед восхваляемыми" хозяевами дома¹.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 

Другие статьи:

Европейский потмодернизм
Европейский постмодернизм - существенно более строг, нежели американский. И это вполне закономерно: новые сооружения строятся в богатом окружении шедевров прошлых веков, которые не допускают грубого искажения исторических архитектурных фо ...

Особенности драматургии массовых театрализованных представлений
Драма (греч. dráma, буквально — действие), 1) один из трёх родов литературы (наряду с эпосом и лирикой;). Драма принадлежит одновременно театру и литературе: являясь первоосновой спектакля, она вместе с тем воспринимается и в чтен ...

Общественная мысль при Петре I
Общественная мысль – это всегда отклик на события общественной жизни. Абсолютная монархия, окончательно сформировавшаяся в правление Петра I, стремилась регламентировать общественную и даже личную жизнь своих подданных, вплоть до покроя и ...