Христианство – фундамент духовной культуры Средневековья

Информация » Особенности духовной культуры европейского Средневековья » Христианство – фундамент духовной культуры Средневековья

Страница 1

Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством, которое уже в IV в. становится государственной религией в Риме. В это время на Вселенских церковных соборах принимается ряд ведущих положений христианского вероучения – символ веры. Эти положения объявляются обязательными для всех христиан. Основой христианского учения была вера в воскресение Христа, в воскресение мертвых, в Божественную Троицу.

В столкновении с умирающей античной цивилизацией и первобытной культурой, Греко-римским многобожием и варварским язычеством христианству удалось одержать верх и занять главенствующее положение в европейской культуре. Духовная культура Среденевековья формировалась под мощным влиянием христианской религии и Церкви, которые отвергали античное миропонимание с его идеей вечности мира и существования человека как его же органической части. Христианство отрицало незыблемость мира и признавало Бога как творца природы и самого человека. В христианском вероучении подчёркивается двуединое начало человека: тело и душа. Но Церковь требовала от верующих в первую очередь заботы о душе, стимулировала культ аскетизма, который стал характерной чертой средневековой культуры.

Христианство учило, что человек от природы слаб и склонен к греху и не может без помощи церкви получить спасение. Воздействие церкви на феодальное общество было огромным, хотя и неодинаковым в различных странах.

На Востоке, в Византии, христианская церковь существенно зависела от сильной императорской власти. Византийские императоры уже с V в. Играли важную роль в собственно церковной жизни: даже право созыва церковных соборов принадлежало императору, который сам определял состав участников и утверждал их постановления. На Западе же церковь не только не подчинялась в такой мере государству, но, напротив, заняла особое положение. Римские епископы, с IV в. Именовавшиеся папами, присвоили себе важные политические функции.

Между Западной и Восточной церковью существовали и с течением времени углубились противоречия, принимая всё более принципиальный характер. В середине IX в. Это был спор о филиокве, т. е. о том, исходит ли Дух Святой только от Бога-отца (позиция Восточной церкви) или от Бога-отца и от Бога-сына (позиция Западной церкви). Окончательный разрыв произошел в 1054 г., когда церкви открыто провозгласили полную независимость друг от друга. После разрыва обе церкви продолжали претендовать на роль Вселенской церкви – «католической» (в западной транскрипции) или «кафолической» (в транскрипции восточной). С этого времени Западная церковь называет себя римско-католической, а Восточная – греко-кафолической, т. е. Православной (ортодоксальной, правоверной).

Ко времени раннего Средневековья относится возникновение ересей. Так, сторонники еретического учения несторианства отрицали догмат о божественной сущности Христа, утверждая, что Иисус Христос и Дева Мария были смертными людьми. Другое еретическое учение – монофизитство, напротив, видело в Христе только Бога и отрицало в нём человеческую природу. Папство, возникшее в VIII в., всегда активно сопротивлялось распространению ересей. Одним из орудий борьбы с ними была инквизиция, которая с XIII в. Действовала как регулярный церковный суд. Наряду с еретиками карались вольнодумство, ведьмы, колдуны, знахари, предсказатели будущего и ясновидцы, которых церковь обвиняла в связях с нечистой силой. Церковь учила, что дьявол вселяется в людей, прежде всего в женщин, и заставляет их творить зло. Обвинения в пособничестве дьяволу было достаточно для вынесения смертного приговора. Несчастных, как правило, сжигали на кострах. Такие процессы были почти массовыми в Западной Европе. В Испании, например, на кострах инквизиции погибли 30000 человек.

Страницы: 1 2

Другие статьи: