Храмовая культура

Информация » Особенности духовной культуры европейского Средневековья » Храмовая культура

Страница 2

- динамизмом устремлённых вверх форм храма;

- устойчивой каркасной системой остроконечных диагональных «рёбер», перехваченных на вершине замочным ремнём;

- огромными прорезными окнами, многоцветностью витражей и гобеленов.

Цветные витражи – главный жанр готической живописи. Следуя романским традициям, в многочисленных нишах на фасадов готических соборов размещалось в качестве украшений громадное количество высеченных из камня статуй, аллегорических фигур, олицетворявших догматы и верования Католической церкви. Продуманная архитектурная композиция соборного комплекса создавала у верующих иллюзию его Божественного происхождения и оторванности от земли. Следует заметить, что храм выполнял не только богослужебную функцию, он был местом проведения театральных спектаклей и собраний горожан. В готическом стиле строились и здания, в которых размещались местные советы самоуправления – ратуши, являвшиеся символом независимости города. В истории культуры принято выделять три крупнейшие школы готики:

- французскую («пламенеющую»), которая отличалась напоминающим языки пламени узором оконных переплетов в храмах (собор Нотр-Дам в Реймсе, 1211-1311);

- немецкую («кирпичную»), характеризующуюся наличием церквей с узорной кладкой из глазурованного и фигурного кирпича (монастырь Мариенкирхе в Пренцлау, 1326-1340);

- английскую («перпендикулярную»), отличительной чертой которой явились вытянутые в длину соборы с упрощенной архитектурой (собор в Эксетере, 1275-1375).

Особый характер стиля носит готическая архитектура Италии. Общественные здания и городские дворцы масштабны и объёмны, включают в себя элементы, связанные с исполнением оборонительных функций (палаццо Веккио во Флоренции XIV в., дворец Дожей в Венеции XIV в.). Эпоха готики – это и время расцвета книжной миниатюры, резьбы по камню, дереву и кости, обработки металла, сочетавшегося с камнями и эмалью, художественного ткачества. Шедевром готического стиля является Вестминстерское аббатство в Лондоне.

Культурно-историческое значение готики состояло, с одной стороны, в укреплении религиозного мировоззрения, с другой – в вытеснении рационального расчета свободным полетом творческой мысли. Не случайно готика предваряла и сопровождала культуру Возрождения. До середины XVIII в. готический стиль в эстетическом сознании отождествлялся с явным нарушением художественного вкуса, с «варварством». Переосмысление значения готики для европейской культуры произошло в начале XIX в. в период предромантизма и оказало существенное влияние на становление европейского и американского романтизма.

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

Музей сел Ставропольского района Самарской области
Все экспонаты собраны у жителей сел Ставропольского района, отданы в дар безвозмездно. Большая работа проведена школьниками села Большая Рязань, Брусяны, Малая Рязань, жителями сел района. Материальная помоom осуществлена администрацией р ...

Строение культуры
Деление культуры на типы: · I классификация выделяет: 1. материальная культура 2. духовная культура 3. промежуточная стадия – материальный носитель духовной культуры · II классификация Тип и признак Элитарная культура Массо ...

Ранний этап развития русской культуры. Языческая культура древних славян
На ранних этапах развития природа страны накладывала огромный отпечаток на весь ход ее истории. В.О. Ключевский отмечал равнинность, обилие речных путей на Восточно-Европейской равнине, которые облегчили грандиозные процессы колонизации п ...