Критика социалистического реализма

Информация » Особенности искусства тоталитарных культур » Критика социалистического реализма

Как следует из слов Ленина "Литература должна принадлежать партии", из слов Сталина "Писатели - это инженеры человеческих душ" и слов Горького "Писатель является повивальной бабкой социализма и могильщиком капитализма", художники и писатели должны были абсолютно подчиняться директивам партии, а их индивидуальность и свобода совершенно не имели значения. В результате этого, почти сразу после Октябрьской революции художники и писатели в Советском Союзе попали под идеологический надзор партии. Гнет особенно усилился в конце 30-х годов, когда Сталин утверждал социалистический реализм. В это время были арестованы и устранены, как еретики, многие художники и писатели. Даже после смерти Сталина социалистический реализм продолжал господствовать как общепринятая теория искусства, вследствие чего многие художники и писатели стали диссидентами.

Искусствовед Херберт Рид, критикуя социалистический реализм, сказал: "Социалистический реализм есть не что иное, как попытка установить интеллектуальные или догматические цели в искусстве". Илья Эренбург (1891-1967), советский писатель и публицист, награжденный Сталинской премией за два своих романа, а позднее критиковавший Сталина, писал: "То, что описано в книге, повествующей о ткачихах на прядильной фабрике, рассказывает не о человеческих существах, а о машинах, и не о человеческих чувствах, а только о производственном процессе". Таким образом, он критиковал человеческий образ, созданный в соответствии с каноном социалистического реализма.

Программа соцреализма была основана на прославлении революционной борьбы народа и его вождей, советского образа жизни, трудового энтузиазма. Строгие требования определяли содержание и форму произведений, круг тем. Метод соцреализма был предписан всем видам искусства, включая архитектуру и прикладное искусство, что сдерживало творческую инициативу художников, вызывало драматическую ломку одних мастеров и опалу других. Тем не менее, многим талантливым художникам удалось в эту жесткую эпоху создать значительные произведения, вошедшие в сокровищницу мирового искусства.

В эпоху социалистического реализма искусству вменялось быть воспитательным и пропагандистским. Под воздействием установок этого “художественного метода” в искусстве происходила утрата личностного, индивидуального в угоду общественного. Парадокс состоит, как мне кажется, в том, что правдивое представление об эпохе социалистического реализма дает именно музыка Шостаковича, гонимого в те годы композитора.

В процессе выполнения работы затронуты вопросы возникновения социально-исторического контекста развития искусства, авангардных течений в искусстве в целом, и в русской живописи в частности. А также место социального реализма в искусстве 20 века. Авангардное искусство становится силой, направленной не на удовлетворение эстетических ценностей публики, а на преобразование её сознания новыми образами. Сами эти образы возникают именно тогда, когда жизнь переходит на новый безумный ритм, когда классическое искусство уже не может отразить реальность - столь динамичную и многогранную.

Другие статьи:

Другой вид растительного сырья
Плетение из лент. Ленты более удобный для плетения материал, не требующий применения больших физических усилий. Однако чтобы их подготовить, надо затратить очень много времени, строгая прутья по толщине и ширине. Подготовленные ленты пер ...

Обрядовые кушанья
После завершения погребения всегда справлялись поминки ("тризна" и "страва"). Еда, приготовление еды, угощение теснейшим образом связаны с культом мертвых во всех архаических традициях. Еда сопоставлена со смертью, за ...

Дымковская игрушка
Среди современных русских глиняных игрушек самой большой известностью и популярностью пользуется дымковская игрушка. Название игрушки происходит от слободы Дымково, ныне район г. Вятки, где производство игрушек уже в начале XIX в. приобре ...