Критика социалистического реализма

Информация » Особенности искусства тоталитарных культур » Критика социалистического реализма

Как следует из слов Ленина "Литература должна принадлежать партии", из слов Сталина "Писатели - это инженеры человеческих душ" и слов Горького "Писатель является повивальной бабкой социализма и могильщиком капитализма", художники и писатели должны были абсолютно подчиняться директивам партии, а их индивидуальность и свобода совершенно не имели значения. В результате этого, почти сразу после Октябрьской революции художники и писатели в Советском Союзе попали под идеологический надзор партии. Гнет особенно усилился в конце 30-х годов, когда Сталин утверждал социалистический реализм. В это время были арестованы и устранены, как еретики, многие художники и писатели. Даже после смерти Сталина социалистический реализм продолжал господствовать как общепринятая теория искусства, вследствие чего многие художники и писатели стали диссидентами.

Искусствовед Херберт Рид, критикуя социалистический реализм, сказал: "Социалистический реализм есть не что иное, как попытка установить интеллектуальные или догматические цели в искусстве". Илья Эренбург (1891-1967), советский писатель и публицист, награжденный Сталинской премией за два своих романа, а позднее критиковавший Сталина, писал: "То, что описано в книге, повествующей о ткачихах на прядильной фабрике, рассказывает не о человеческих существах, а о машинах, и не о человеческих чувствах, а только о производственном процессе". Таким образом, он критиковал человеческий образ, созданный в соответствии с каноном социалистического реализма.

Программа соцреализма была основана на прославлении революционной борьбы народа и его вождей, советского образа жизни, трудового энтузиазма. Строгие требования определяли содержание и форму произведений, круг тем. Метод соцреализма был предписан всем видам искусства, включая архитектуру и прикладное искусство, что сдерживало творческую инициативу художников, вызывало драматическую ломку одних мастеров и опалу других. Тем не менее, многим талантливым художникам удалось в эту жесткую эпоху создать значительные произведения, вошедшие в сокровищницу мирового искусства.

В эпоху социалистического реализма искусству вменялось быть воспитательным и пропагандистским. Под воздействием установок этого “художественного метода” в искусстве происходила утрата личностного, индивидуального в угоду общественного. Парадокс состоит, как мне кажется, в том, что правдивое представление об эпохе социалистического реализма дает именно музыка Шостаковича, гонимого в те годы композитора.

В процессе выполнения работы затронуты вопросы возникновения социально-исторического контекста развития искусства, авангардных течений в искусстве в целом, и в русской живописи в частности. А также место социального реализма в искусстве 20 века. Авангардное искусство становится силой, направленной не на удовлетворение эстетических ценностей публики, а на преобразование её сознания новыми образами. Сами эти образы возникают именно тогда, когда жизнь переходит на новый безумный ритм, когда классическое искусство уже не может отразить реальность - столь динамичную и многогранную.

Другие статьи:

Рыцарская культура
Рыцарство (благородное дворянство) – это особое социальное сословие, особый социальный институт Средневековья. Оно сформировало свою уникальную культуру, состоящую из особого этикета, поединков, турниров, экстравагантных рыцарских обетов, ...

Возникновение глины. Представление о фаянсе, фарфоре и других материалах. Их история
Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты 1328 года. Затем это название повторяется в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного 1572-1578 годов. Издавна Гжель славилась своими глинами. Широка ...

Функционально-смысловые типы речи
В зависимости от целей монологического высказывания, способа изложения содержан6ия выделяют такие функционально – смысловые типы речи, как описание, повествование, рассуждение. Первые два типа речи предполагают соотношение с миром «вещей» ...