Музеефикация Казанского Кремля

Информация » Особенности музеефикации и культурный туризм » Музеефикация Казанского Кремля

Согласно Указу Президента РТ от 13 октября 1995 г. и Постановлению Кабинета Министров РТ от 19 декабря 1995 г. здание Благовещенского собора музеефицировано и передается Православной церкви на время главных религиозных праздников; на территории бывшего Юнкерского училища строится здание вновь воссоздаваемой исторической мечети Кул-Шариф - будущий музей исламской культуры Поволжья.

Проблема музеефикации кремлевского комплекса предполагает три уровня реализации:

1. Кремлевский комплекс как историко-архитектурный музей под открытым небом.

а. Общая характеристика. Казанский Кремль является важнейшим пунктом туристического показа, особой по своему историческому значению зоной, центром государственной власти и главным Музеем-Заповедником Татарстана. Его архитектура должна свидетельствовать как о прошлом, так и о настоящем нашего государства, достойно представлять уровень нашей культуры. Кроме того, музеи Кремля должны сосредоточивать в себе наиболее общие и важные экспозиции, представляющие политическую и этническую историю края, уникальные коллекции природных, материальных и духовных ценностей.

б. Содержание экскурсионной экспозиции. Экскурсионный показ кремлевских экспозиций должен включать в себя ряд тем, представляющих интерес для самых различных групп посетителей: от младших школьников до дипломатических представителей. В их числе могут быть представлены следующие темы: архитектура; история и археология; этнография; духовная культура; природные ценности края.

2. Группы музеев, отражающих этапы развития государственности Татарстана, различные этнические традиции, уникальные коллекции и хранилища государственных ценностей.

а. Зонирование музейной территории. Территория Музея-Заповедника "Казанский Кремль" в целом сохраняет следы функциональной структуры губернского времени, хотя и с утратой идеологических компонентов, присущих колониальному периоду истории Татарстана. Зоны, занятые в прошлом силовыми и идеологическими структурами (Пушечный двор, Юнкерское училище, Спасо-Преображенский монастырь, церковные сооружения, крепость) составляют достаточно компактную территорию, пригодную для рационального использования в музейно-экспозиционных целях. Характер функционального использования этих зон в прошлом и намечающиеся пути реконструкции подсказывают тематику их музейного содержания.

б. музейные зоны. В соответствии с первоначальными функциями и связанными с ними этическими нормами реконструкции, предлагается следующая схема музеефикации кремлевской территории:

· Крепостные сооружения Кремля.

· Музей истории государственности Татарстана и татарского народа (комплекс быв. Дворцовой церкви, башни Сююмбике, Президентского дворца и археологических остатков монументальных сооружений на прилегающей территории).

· Музей истории Казанского Кремля (корпус №3).

· Музей истории гарнизона Казанского Кремля и производства оружия (Южный ризалит главного корпуса бывшего Пушечного двора).

· Музей археологии Казанского Кремля (здание бывшего Преображенского собора и церкви Николы Ратного).

· Музей культур православных народов Поволжья, здание бывшего Кафедрального собора):

· Музей природы (комплекс бывшего Юнкерского училища).

3. Локальные музеи, выставки и временные экспозиции.

Другие статьи:

Науки составляющие основу культурологи и ее взаимосвязь с другими науками
История именно история культуры предоставляет нам необходимую базу для изучения всех прочих вопросов. Хроника мировой культуры, дающая общую панораму культурной истории человечества с древности до наших дней. Культура отдельных народов. ...

Православный храм как памятник и хранитель русского искусства
Церкви стоят, и ко многим из них мы идем с чувством и благоговения. В безмолвных зданиях оживают славные страницы истории, пронизанные духом народа, его порывами и страстями, горем и надеждами. Это памятники былого, нитей, связывающих нас ...

Культурный ландшафт провинции
Российское пространство чрезвычайно централизовано, моноцентрично и поляризовано; единственный центр доминирует и все пространство зависит от него и ему подчинено. Дело не только и не столько в статусе территорий – весь рисунок культурног ...