Японское общество

Информация » Особенности организации досуга в Японии » Японское общество

Страница 6

«Переворот Мейдзи» 1867—1868 гг., восстановивший светскую власть микадо и покончивший с засильем старой феодальной знати, привел к полному официальному признанию синтоизма. Это было вполне естественно, так как именно синтоизм проповедует божест­венность императорской власти. Микадо попытался даже совершенно запретить буддизм и объявить синтоизм единственной религией Японии (1868). Но из этого ничего не получилось: буддизм сильно укрепился среди народных масс. Тогда было решено более резко разделить обе ре­лигии: из синтоистских храмов были удалены буддистские изображения и принадлежности. Но и размежевание ре­лигий не удалось: слишком уж крепко они срослись. В 1889 г. в Японии была объявлена свобода вероиспове­дания.

С этого времени чистый синтоизм получил значение придворного императорского культа: официальные празд­ники, обряды — синтоистские. В быту же народа обе рели­гии переплетаются: например, рождение детей сопровож­дается синтоистскими обрядами, ребенка поручают покро­вительству синтоистских божеств; погребальный же культ целиком в руках буддистских бонз. Есть и некоторое географическое размежевание культов: традиционный центр синтоизма — провинция Идзумо, где, как гово­рят, каждый камень связан с синтоистскими мифами и легендами; другая синтоистская провинция — Сацума, где буддистские бонзы в прошлом скомпрометировали себя нелояльностью к местным князьям. В остальных провин­циях Японии более силен буддизм, который в Японии далеко не един, а раздроблен на множество школ и сект.

Крупную роль в синтоизме играет семейно-родовой культ предков, напоминающий конфуцианский в Китае. Считается, что каждый умерший превращается в ками

(общее название для всех духов и богов), и глава семьи, глава рода совершает ежедневные моления им и приносит жертвы. В каждом доме имеется семейный алтарь — ками-дана — с небольшим шкафчиком для табличек умер­ших (китайское влияние).

Объектом публичного культа служат многочисленные духи и божества, местные и общенародные. Этих божеств и духов великое множество: в текстах говорится о «800 мириадах», то есть о 8 миллионах ками (число «8» — свя­щенное у японцев). Наиболее чтимые из них: Аматерасу (богиня солнца) (см. Приложение 3), Суса-но-во (бог бури), Инари («рисовый человек», покровитель земледелия; изображается с двумя охапками рисовых колосьев и часто с лисицей). Видное место в синтоистском пантеоне занимают знаме­нитые императоры и другие выдающиеся лица древности. Почитанием пользуются также священные места, особенно горы: среди них на первом месте — вулкан Фуд­зияма. Сохранились следы древнего культа животных; особенно лисицы, обезьяны и т. п. Синтоистские храмы отличаются от буддистских большей простотой. На­ружная ограда их всегда имеет ворота (тории) с высокой поперечной балкой. В главном святили­ще храма (хондэн) хранятся фетиши — эмблемы божеств: зеркало, меч и др., а также гохеи — белые бумажные ленты на бамбуковых палочках — замена священного дерева с развешанными на нем жертвенными лоскутками. К наиболее известным синтоистским храмам (в округе Идзумо, в Ямада, провинции Изе и др.) сходятся в определенные дни десятки тысяч паломников.

Синтоистские жрецы — каннуси — передают свою дол­жность по наследству, от отца к сыну, но они обычно зани­мают одновременно и какие-нибудь светские должности. Жрецы делятся на восемь рангов. Высший из них — саишу — занят лицами княжеского происхождения.

Синтоистский культ очень прост: он сводится к произ­несению молитвенных формул — норито — и принесению жертв (рис, овощи, рыба и т. п.). Но в нем есть и черты шаманизма: обряды, при которых жрец доводит верующих до состояния исступления, чтобы они могли общаться с бо­жеством. Важную роль в синтоистском культе играет обря­довая чистота: ничто нечистое не должно касаться священ­ного места; соприкоснувшийся же с нечистотой человек должен подвергнуться очистительному обряду. Дважды в год 30 июля и 31 декабря устраиваются всенародные очистительные церемонии (мацури). Нечистым же в синтоизме считается кровь, и все связанное со смертью. Этика синтоизма проста. Главной моральной заповедью храмового синтеизма считается, что характерно для земледельцев, порча плотин, ирригационных сооружений, а также чрезмерная жестокость к животным в современной жизни Японии религиозность проявляется в соблюдении традиционных обрядов, особенно домашних. Публичные религиозные церемонии привлекают многих. Религиозного фанатизма нет, нет и враждебности между различными конфессиями.(48, стр.234).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Другие статьи:

Особенности первобытного искусства
Древнейшие сохранившиеся художественные произведения были созданы примерно шестьдесят тысяч лет тому назад. В то время люди ещё не знали металла, и орудия труда изготовляли из камня; отсюда и название эпохи - каменный век. Люди каменного ...

Художественные объединения и их роль в развитии живописи
Художественное объединение «Мир искусства» заявило о себе выпуском одноимённого журнала на рубеже XIX—XX вв. Выход первого номера журнала «Мир искусства» в Петер­бурге в конце 1898 г. стал итогом десятилетнего общения группы жи­вописцев и ...

Этнологические школы и направления: конструктивизм, инструментализм
1. Инструментализм. В середине 70-х гг. ХХ века в западной этнологии широкое распространение получила другая трактовка этничности, в соответствии с которой она рассматривалась как инструмент, используемый политическими лидерами для достиж ...