Типы учреждений культуры и досуга Японии

Информация » Особенности организации досуга в Японии » Типы учреждений культуры и досуга Японии

Страница 1

В данном параграфе автор раскрывает типы учреждений культуры в Японии. Раскрыты древние и действующие по сей день формы досуга. Описана театральна жизнь Японии, все жанры театрального искусства начиная с традиционных типов и заканчивая привнесенными извне европейской цивилизацией. Огромное место в жизни японцев занимают парки с их досугово-рекреативной и познавательной функцией. Это парки типа «Диснейлэнд» с аттракционами и шоу-постановками, но наряду с современными парками развлечений существуют парки с преобладанием традиционных форм досуга. Автор дает описание традиционной постройки и выращивания садов, как одной из форм эстетического самовыражения. Также описаны выставки, дающие представление о самобытности и уникальности японских мастеров прошлого и настоящего. Рассказывается здесь и о фестивалях традиционных форм японского искусства насчитывающих свое появление до 1000 лет назад.

Тонко продуманная композиция сада основана на стремлении со­здать иллюзию большой протяженности и глубины пространства даже на очень небольшом участке земли. Этому служил и весьма точный расчет точки зрения из интерьера в сад. В старых японских садах, например в знаменитых садах монастыря Дайтокудзи в Киото, на этом расчете строилась вся композиция, а, следовательно, и худо­жественный образ сада. Для человека, сидящего на татами, сад ка­жется огромным. Но если встать или подойти к краю веранды, то видно, что его ширина — всего несколько метров.

В жаркие и душные летние месяцы, когда необходим сквозняк или хотя бы небольшое движение воздуха, снимаются или раздви­гаются стены, и остается лишь «скелет» дома. Дом как особая пространственная ячейка перестает существовать. Он становится частью окружающей среды — частью сада. Его ограничивают не стены, а садовая изгородь, обычно глухая и довольно высокая. Так дом и сад достигают полного единства. Сад и ограда охраняют покой дома, не давая вторгнуться в него шуму улицы.

Внешне японский сад близок к английскому парку — и там и здесь человек стремится сохранить естественную красоту природы. Но по смыслу они сильно различаются. В японском саду естествен­ная природа живет как бы в уменьшенном масштабе, и сама ее «есте­ственная» красота не случайна—она тщательным образом сформи­рована и организована человеком. Японский сад строится по прин­ципу микрокосм;), олицетворяющего реальный мир природы. По­этому в японском художественном садоводстве важную роль играют принципы ассоциативно-символического мышления — сад должен давать наслаждение человеку не только своей видимой красотой, но и своеобразным символическим и даже философским подтекстом. Этот маленький сад может олицетворять природу в целом с такими важнейшими се традиционными элементами, как вода и горы. Именно на основании этих представлений возник совершенно свое­образный тип японского сада, так называемый сухой сад, состоящий из камней и гальки. В таком саду светлая галька или песок изобра­жают воду, а группы специально подобранных по форме и размерам камней — острова, горные пики и скалы.

Европейскому глазу кажется необычным суровый аскетизм та­кого сада, его графическая монохромность. Но даже его зрительный образ очень точно и тонко согласуется с обликом интерьера дома.

Интересно, что в средневековой Японии авторами сухих садов были знаменитые живописцы (например, самый известный сухой сад монастыря Рёапдзи в Киото был создан художником Соами). И в самом деле, композиция и эмоциональный смысл сухого сада тесно соприкасался с принципами монохромной живописи тушью.

Японский золеный сад с растениями во многом сходен с сухим садом. В нем тоже тона зелени подбираются и группируются очень тщательно. Высаживаются главным образом хвойные и вечнозеленые растения для того, чтобы сад сохранял свою красоту круглый год. Принимается во внимание возраст растений и их форма, нередко искусственно создаваемая.

Основа композиции любого сада — асимметрия, свободное жи­вописное расположение всех компонентов, их пространственное и цветовое равновесие. Этот принцип и создаст иллюзию естественной природы, которая делает японский сад сходным с английским пар­ком.

В некоторых садах, если имеется возможность, устраиваются не­глубокие водоемы, даже искусственные водопады и ручьи. Такой сад становится своего рода изображением естественной природы. А че­ловеку, сидящему в доме, этот пейзаж, заключенный в раму окна, представляется картиной, расположенной на стене. Поэтому вполне понятно, что композиция этой «картины» тщательно продумывается и компонуется с точки зрения цвета, живописного распределения объемов, освещения в различное время суток.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Исторические стадии развития первобытной культуры
Большая часть истории человечества приходится на период первобытности, который длился много сотен тысяч лет. По материалам, из которых люди изготавливали орудия, археологи делят историю первобытного мира на: каменный, медный, бронзовый и ...

Структурно-функциональное направление
Т. Парсонс (1902 – 1979) – американский социолог, один из создателей так называемого структурно-функционального направления в социологии. Его теория культуры сводится к следующему: все духовные и материальные достижения людей, которые мы ...

Детали женского костюма
Исключительно красочным и живописным был женский костюм Московской Руси XVII в. В конструктивном его решении было много общих черт с мужским костюмом, хотя предпочтение отдавалось глухому накладному типу одежды. Конструктивная основа женс ...