Типы учреждений культуры и досуга Японии

Информация » Особенности организации досуга в Японии » Типы учреждений культуры и досуга Японии

Страница 1

В данном параграфе автор раскрывает типы учреждений культуры в Японии. Раскрыты древние и действующие по сей день формы досуга. Описана театральна жизнь Японии, все жанры театрального искусства начиная с традиционных типов и заканчивая привнесенными извне европейской цивилизацией. Огромное место в жизни японцев занимают парки с их досугово-рекреативной и познавательной функцией. Это парки типа «Диснейлэнд» с аттракционами и шоу-постановками, но наряду с современными парками развлечений существуют парки с преобладанием традиционных форм досуга. Автор дает описание традиционной постройки и выращивания садов, как одной из форм эстетического самовыражения. Также описаны выставки, дающие представление о самобытности и уникальности японских мастеров прошлого и настоящего. Рассказывается здесь и о фестивалях традиционных форм японского искусства насчитывающих свое появление до 1000 лет назад.

Тонко продуманная композиция сада основана на стремлении со­здать иллюзию большой протяженности и глубины пространства даже на очень небольшом участке земли. Этому служил и весьма точный расчет точки зрения из интерьера в сад. В старых японских садах, например в знаменитых садах монастыря Дайтокудзи в Киото, на этом расчете строилась вся композиция, а, следовательно, и худо­жественный образ сада. Для человека, сидящего на татами, сад ка­жется огромным. Но если встать или подойти к краю веранды, то видно, что его ширина — всего несколько метров.

В жаркие и душные летние месяцы, когда необходим сквозняк или хотя бы небольшое движение воздуха, снимаются или раздви­гаются стены, и остается лишь «скелет» дома. Дом как особая пространственная ячейка перестает существовать. Он становится частью окружающей среды — частью сада. Его ограничивают не стены, а садовая изгородь, обычно глухая и довольно высокая. Так дом и сад достигают полного единства. Сад и ограда охраняют покой дома, не давая вторгнуться в него шуму улицы.

Внешне японский сад близок к английскому парку — и там и здесь человек стремится сохранить естественную красоту природы. Но по смыслу они сильно различаются. В японском саду естествен­ная природа живет как бы в уменьшенном масштабе, и сама ее «есте­ственная» красота не случайна—она тщательным образом сформи­рована и организована человеком. Японский сад строится по прин­ципу микрокосм;), олицетворяющего реальный мир природы. По­этому в японском художественном садоводстве важную роль играют принципы ассоциативно-символического мышления — сад должен давать наслаждение человеку не только своей видимой красотой, но и своеобразным символическим и даже философским подтекстом. Этот маленький сад может олицетворять природу в целом с такими важнейшими се традиционными элементами, как вода и горы. Именно на основании этих представлений возник совершенно свое­образный тип японского сада, так называемый сухой сад, состоящий из камней и гальки. В таком саду светлая галька или песок изобра­жают воду, а группы специально подобранных по форме и размерам камней — острова, горные пики и скалы.

Европейскому глазу кажется необычным суровый аскетизм та­кого сада, его графическая монохромность. Но даже его зрительный образ очень точно и тонко согласуется с обликом интерьера дома.

Интересно, что в средневековой Японии авторами сухих садов были знаменитые живописцы (например, самый известный сухой сад монастыря Рёапдзи в Киото был создан художником Соами). И в самом деле, композиция и эмоциональный смысл сухого сада тесно соприкасался с принципами монохромной живописи тушью.

Японский золеный сад с растениями во многом сходен с сухим садом. В нем тоже тона зелени подбираются и группируются очень тщательно. Высаживаются главным образом хвойные и вечнозеленые растения для того, чтобы сад сохранял свою красоту круглый год. Принимается во внимание возраст растений и их форма, нередко искусственно создаваемая.

Основа композиции любого сада — асимметрия, свободное жи­вописное расположение всех компонентов, их пространственное и цветовое равновесие. Этот принцип и создаст иллюзию естественной природы, которая делает японский сад сходным с английским пар­ком.

В некоторых садах, если имеется возможность, устраиваются не­глубокие водоемы, даже искусственные водопады и ручьи. Такой сад становится своего рода изображением естественной природы. А че­ловеку, сидящему в доме, этот пейзаж, заключенный в раму окна, представляется картиной, расположенной на стене. Поэтому вполне понятно, что композиция этой «картины» тщательно продумывается и компонуется с точки зрения цвета, живописного распределения объемов, освещения в различное время суток.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Всемирное наследие
30 декабря 1986 года ЮНЕСКО присвоило статус Всемирного наследие архитектурному ансамблю (кафедральный собор (Piazza del Duomo), баптистерий, колокольня (Пизанская башня) и кладбище). Архитектура ансамбля имела большое влияние на монумен ...

Образ человека в культуре Древней Греции
Яркой чертой греческой культуры является антропоцентризм. Именно в Афинах философ Протагор провозгласил знаменитый тезис: "человек есть мера все вещей". И хотя Протагор был софистом и имел в виду, прежде всего право каждого граж ...

Социологический подход к изучению культуры
Социологическая школа объединяет тех исследователей, которые ищут истоки и объяснение культуры не в истории и самопроизвольном, «божественном» развитии человеческого духа, не в психике и не в биологической предыстории человечества, а в ег ...