Типы учреждений культуры и досуга Японии

Информация » Особенности организации досуга в Японии » Типы учреждений культуры и досуга Японии

Страница 6

Две недели радовали японские змеи и волчки посетителей музея, но самое главное случилось в японском саду Главного ботанического сада. Соскучившись по родной стихии, воздушные японские змеи взмыли в небо. (8 С.30)

В двух небольших залах разместились работы, выполненные из разных материалов, представляющие разные направления и устремления. Керамика (глина и фарфор), дерево, стекло, металл, лаковые изделия предстали в разнообразии своих выразительных возможностей, выявленных индивидуальным творческим видением их создателей.

Рядом с традиционным низким столиком-подносом, выразительность которого заключалась в сочетании строгой четкости простой формы и безупречного темно-красного лакового покрытия, зритель обнаруживал несколько неожиданный образ – черный лаковый поднос в форме слегка деформированного овала с каплями и потеками лака на гладкой поверхности. Что означал этот необычный прием? В буклете выставки специалист по декоративно-прикладному искусству Государственного музея современного искусства в Токио Мусами Сираиси написал о том, что «важной отличительной чертой японского прикладного искусства является умышленное нанесение повреждений. Путем разрушения правильных форм, таких как круг или квадрат, за совершенством которых прячется красота, обнаруживают красоту, недоступную для разума. Японское специфическое понимание красоты неприемлимо для западного рационального мышления…»

Современное японское искусство отличается чрезвычайно широким диапазоном эстетических средств и разнообразием используемых мотивов. Конечно же, далеко не все изделия труднодоступны для европейских зрителей. Безупречная отточенность форм и гармония цветового звучания в сочетании с великолепным исполнительским мастерством отличали практически все экспонировавшиеся произведения.

Все экспонаты обладали яркой художественной образностью, с вариативностью трактовок, что давало зрителям замечательную возможность для творческого восприятия и лирико-поэтического настроя.

Все экспонаты выставки обладали яркой индивидуальностью, и все-таки даже среди них особо выделялся кофейный набор, выполненный в стилистике детской неумелой работы. Высокое цилиндрическое тулово кофейника покрывали неровные, аляповато-яркие цветные полосы, некоторые с крупным горохом. В таком же духе были расписаны и две чашки с блюдцами. (54, С.21)

Одной из достопримечательностей Кацунума является комплекс культурного центра «страны винограда». В его залах размещена экспозиция по истории винограда «косю», воплощенная в восковых фигурах. Ее основу составляют два огромных стенда. Один из них посвящен легенде о появлении винограда в Кацунума и представляет фигуру буддийского монаха, погруженного в глубокие размышления. Согласно легенде, в начале VIII века на берег местной реки Хикава пришел странствующий монах. Когда он молился ему явилось видение Будды исцеляющего с горстью винограда в правой руке. С тех пор деревянное изображение этого Будды стоит в храме Дайдэндзи, построенном в 718 г., а виноград «косю» получил небесное благословение как средство, помогавшее исцелять больных.

Еще на одном стенде можно познакомиться с местным Праздником срезания глицинии. Он отмечается ежегодно 8 мая и призван помочь предохранению урожая винограда от болезней и порчи. Для праздника изготавливают «священное дерево» - это высокое бревно, опоясанное лианами, которое как бы символизирует виноградную лозу. Затем из окрестных лесов приносят длинное, змееобразное корневище глицинии, сворачивают его кольцами, один из концов превращают в голову дракона и прикрепляют к верхушке «священного дерева». Кульминация праздника заключается в том, что забравшиеся на «священное дерево» крестьяне срубают мечем и сбрасывают на землю корневище с головой дракона, символизируя этим свое желание освободить виноградники от грозящих им болезней.

Еще один из стендов экспозиции изображает пионеров японского виноградарства. Такано и Цутия. Шляпы молодых японцев обшиты шелком: они были подарены им императором Мэйдзи накануне поездки во Францию. Видимо, император таким образом выразил им пожелание успехов в их миссии.

Остальные стенды рассказывают о различных эпизодах изготовления первых виноградных вин «косю», а порой являют нам и просто бытовые сценки из жизни Кацунума в эпоху Эдо. (57, С.29)

Здесь описываются основные обряды японцев, которые послужили основой, как для театрального искусства, так и для в целом, именно тогда зародилось постановочное искусство. В VIII в. и, разумеется, также позднее в числе обрядов, совершавшихся во дворце, существовал «Праздник умиротворения душ» (Тамасидзумэ-но мацури; в китайском обозначении—Тинконсай). Обряд этот состоял в пляске, исполняемой сарумэ, женщиной-пля­суньей. Пляска эта должна была «успокоить души» императора, им­ператрицы и наследного принца. «Успокоить» значило подавить в этих душах стремление вырваться из плена тела. Так как уход души из тела означал смерть, обряд этот по своему смыслу был своего рода «молебствием о долготе дней», в данном случае—царствующих особ. Исполнительница стояла на опрокинутом чане; при притопты­вании по его днищу раздавались гулкие звуки. В руках она держала ветку бамбука и копье. На площадке зажигали огни — не то костры, не то факелы. Вокруг располагались присутствующие.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Другие статьи:

Типология современных фестивалей
К единовременным культурным акциям относятся ежегодные фестивальные программы «Культурная столица Европы». Принимают участие в этих программах города, находящиеся на территории стран, входящих в Совет Европы, комитет, по культуре которого ...

Международные организации в системе Всемирного культурного наследия
В современных международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии. Возникновение международных организаций в XIX веке явилось отражением и следствием ...

Проблема культурологического метода. История культуры
Существуют ли методы, характерные только для культурологии, а не образующих ее подходов? Вряд ли к таким методам можно отнести сравнение (культур или явлений культуры), ведь оно широко применяется в разных компаративистски ориентированых ...