Традиции организации досуга в Японии

Информация » Особенности организации досуга в Японии » Традиции организации досуга в Японии

Страница 4

С приходом к власти в Японии воинского сословия из повседневной одежды знати исчезает излишняя роскошь. Главенствующее положение занимает суровый и практичный военный стиль в одежде. В то же время в недрах феодального государства по мере развития торговли и ремесел начинают формироваться городские сословия со своей материальной духовной культурой, которая в последствии и станет основой того, что принято называть традиционной Японией. Именно костюм горожанина к XII веку превратиться в кимоно. Кимоно станет универсальной одеждой, как для женщин, так и для мужчин для всех слоев населения. Поначалу горожанам запрещалось носить одежду из дорогих тканей яркой расцветки, но сметливые и изворотливые научились обходить эти запреты. Разбогатевший ремесленник надевал под скромное верхнее платье несколько других дорогих и красивых. Вместе с тем этот запрет дал толчок к появлению и развитию японской эстетики. Прелесть и очарование стали находить в простом и неброском. Хорошее кимоно стоит очень дорого. Материал для него обычно ткут, и расписываю вручную. При этом применяют канитель из серебра и золота, а при крашении – присыпку из золотых и серебряных порошков. (55 С.16).

Любуясь японцами, оде­тыми в национальную одежду — кимоно, мы вначале обращаем вни­мание на общую гармонию наряда, потом разглядываем дивные узоры ткани и, наконец, обращаем свой взор на пояс-оби. Широкий и плот­ный, он является очень важным элементом одежды и не просто под­держивает полы кимоно-халата, а подчеркивает прелесть и изящество фигуры хозяйки, говорит о ее вкусе, а иногда — и о материальном бла­гополучии.

Дело в том, что некоторые пояса-оби ручной работы стоят подороже хорошего автомобиля. Во всяком случае, так ценятся оби, которые вот уже более семи веков делают в Хакате, что в префектуре Фукуока (о.Кю-сю).

Эти места издавна облюбовали богатые купцы — отсюда было удоб­но вести торговлю с Китаем и Ко­реей. Одному из купцов, Ясуэмону Мицуда, однажды надоело зани­маться продажей чужих изделий, за­хотелось открыть свое настоящее де­ло, производство. Для этого он в 1235 году отправился в Китай и за шесть лет овладел аж пятью ремес­лами. По возвращении четыре из них он «подарил» желающим-учени­кам, а пятое — искусство ткачества — приберег для себя. Технология плетения ткани особой структуры — очень плотной и прочной — стала секретом семьи Мицуда.

Надо заметить, что и потомки любознательного купца-ремесленни­ка оказались людьми творческими. Так, его правнук Хисосабуро тоже отправился, как мы бы сказали, на стажировку в Китай, где путем мно­гочисленных проб и ошибок усовер­шенствовал технологию и создал то, что с тех пор называется Хаката ори - (ткачество). Ткань предназначалась исключительно для поясов к кимо­но, которые назывались «кэндзё оби» (пояс-подарок), так как местный феодал Курода, гордясь умель­цами своего района, одаривал поясами всех столичных чиновников.

В таком виде техника плетения Хаката передавалась из поколения в поколение и сохранилась совершен­но неизменной до наших дней, ибо свято соблюдались строгие правила, запрещающие менять узор ткани и предъявляющие самые высокие тре­бования к качеству исполнения.

Не менее 10 лет требуется масте­ру, чтобы постичь эту технику, и сейчас имеются всего 16 специали­стов, достигших необходимого уров­ня. Зато и работа их оценивается достойно.­ (50 С.32).

Большинство народов мира в своем развитии осваивая действительность по законам красоты из многих органов чувств использовали только зрение и слух. Только в Японии существует как искусство оценка тонких ароматов, искусство кодо, искусство благовоний. Искусство эстетического отношения к запахам, отношения по законам красоты насчитывает в Японии более тысячелетия. И еще в эпоху Хэйан (794 – 1192 гг.) которая отличалась высоким развитием придворной культуры, аристократы месяцами осваивали секреты смешения благовонных веществ для участия в специальных состязаниях на вечерах при императорском дворе. В кодо, как и в различных традиционных японских видов прикладных искусств, существуют различные школы и стили. В данную эпоху в искусстве кодо наибольшее распространение имел стиль нэрико. Ароматические вещества в нем составлялись на основе ладана, растертого в порошок, а потом формировавшегося в виде конусов и палочек, которые поджигались. Современное искусство кодо ведет отсчет примерно с 16 века с эпохи сегуната Муромати (1336-1573). Мода не только наполнять ароматом помещения, но и соревноваться в искусстве кодо вновь возродилось в феодальных замках. В наши дни наиболее распространен стиль кодо оиэ. Даже во время второй мировой войны кодо продолжало существовать. По свидетельствам давних приверженцев к этому искусству, они собирались вместе и отвлекались от военных невзгод составлением тонких ароматов. Древний дух кодо сохранился, и в последние 5-6 лет его популярность довольно быстро растет. Формируются группы и ассоциации, члены которых регулярно проводят встречи-соревнования, так называемые кодо-кай. Состав групп весьма разнообразен, молодые и пожилые, мужчины и женщины. Привлекают кодо-кай тем, что атмосфера в них наиболее раскрепощенная, чем в чайной церемонии, где все до мельчайших движений и действий строго расписано и определено вековыми традициями. На собраниях кодо-кай акцент делается на наслаждение запахами в обстановке доброжелательности и отзывчивости. Поэтому никто не чувствует смущения и неловкости даже допуская ошибки. В большинстве случаев кодо-кай проводится в комнатах японского стиля. Участники рассаживаются в круг на татами. Один их членов группы назначается ведущим. Он готовит реквизиты. Тлеющим углем наполняются специальные сосуды-чаши, на внешней поверхности которых обязательно есть рисунки и узоры. Мастерство ведущего является умение уловить оптимальную температуру угля, прикрытого тонким слоем пепла. Поверх пепла кладется пластина слюды и на нее весьма тонкий кусочек благовонного дерева, в каждую чашу – особый сорт. Из чаш поднимаются тонкие запахи, нежные, едва уловимые. Недопустим запах дыма.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Эротика
Древняя Греция представляет неисчерпаемую область для эротики. Теории любви берут начало в древнегреческой философии. По мысли Платона, влюбленные составляют две половинки одной мозаики, - они ищут друг друга, чтобы воссоединиться. Они – ...

Культурная идентификация
5 духовных потребностей выдел …психолог: 1. потребность в общении 2. потребность в познании 3. потребность найти свои нац. Корни 4. потребность найти образец для подражания. 5. потребность в творчестве. Структура культурной идентифи ...

Наука
Современная историческая наука исходит из того, что евангельские рассказы об Иисуса имеют под собой историческая подпочва. Большинство историков соглашается на мысли, что Иисус (который родился в 4г. н.э.) был реальным подвижником и пропо ...