Организация повышения квалификации сотрудников в условиях внедрения новых информационных технологий

Информация » Особенности профессионального развития библиотекаря в информационном обществе » Организация повышения квалификации сотрудников в условиях внедрения новых информационных технологий

Страница 3

По мере освоения новых технологий в библиотеках постепенно происходят изменения в содержании библиотечных процессов, что делает возможным такие решения, которые ранее были не осуществимы. Например, работа в новой технологической среде существенным образом изменила традиционный способ выполнения процесса обслуживания — выдачу и возврат изданий. На абонементе исчезли читательские и книжные формуляры, картотеки, пишущие машинки; им на смену пришли компьютеры. Библиотекари добавили в основную текущую работу процесс постоянного диалога с системой в реальном режиме времени. Фактически это явилось первым изменением в содержании труда библиотекаря и, в связи с этим, в его профессиональных обязанностях. Первоначально потребовалось разработать программу обучения сотрудников для приобретения ими практических навыков, необходимых для процесса электронной книговыдачи. Программа способствовала развитию уверенности в своих силах и умению использовать имеющиеся знания и навыки для решения тех или иных проблем в различных производственных ситуациях. Как пользователи автоматизированной системы, библиотекари за короткий промежуток времени освоили работу по электронной книговыдаче и быстро почувствовали себя спокойно и уверенно. Сотрудники абонемента чрезвычайно позитивно реагировали на появление новых технологий, поскольку они освободили библиотекаря от необходимости выполнения многих утомительных рутинных операций, а это, в свою очередь, явилось внутренней мотивацией для переподготовки.

Новые технологии позволили расширить круг задач, к решению которых привлекаются специалисты библиотек. Так, специалисты практически всех отделов принимают участие в формировании электронного каталога библиотеки путем создания записи каждого экземпляра изданий, которые находятся в ведении данных подразделений. Сложившаяся практика ведения каталога, при которой его возможности определялись только отделом каталогизации, исчерпала себя. В результате электронный каталог быстро наполняется информацией, в большей мере отвечает потребностям читателей, а также задачам каждого подразделения. Но потребовалось обучение большого количества библиотекарей по составлению и вводу информации об экземпляре в электронный каталог, которое постоянно проводят сотрудники отдела комплектования и каталогизации. После занятий библиотекарям дается право работы в системе – личный пароль пользователя.

Обязательной частью учебной программы является составление руководств в помощь пользователям по выполнению отдельных технологических процессов на каждом рабочем месте.

Все инструкции достаточно подробны, с четкими и полными формулировками, содержат однозначно толкуемые действия, что очень важно для закрепления полученных знаний.

Осмысливая результаты обучения, можно сделать несколько выводов. Прежде всего, принципиально важным моментом является постоянное обучение библиотекарей. Традиционное повышение квалификации из проводимых одноразовых занятий превращается в ежедневную работу по обучению новым методам работы самыми различными формами. Увеличивается значение самостоятельного обучения, и поэтому приоритет в системе повышения квалификации должен быть смещен в сторону ответственности каждого библиотекаря за самостоятельное приобретение профессиональных знаний и умений. Когда некоторые библиотекари делятся своим мнением об организации повышения квалификации в библиотеке, часто звучит ностальгия по давно прошедшим временам. Очень сильно желание услышать готовые рецепты. Несомненно, для самостоятельного решения профессиональных задач приходится затрачивать большие усилия, но в результате сотрудники накапливают ценный опыт. Система повышения квалификации в подобных случаях приобретает саморазвивающийся вид, что помогает развивать образовательную среду в библиотеке. Основная задача состоит в том, чтобы определить направление обучения с учетом конкретных потребностей отделов и служб, соблюдать периодичность обучения, определить формы и методы обучения, которые учитывали бы разнообразные категории сотрудников [19, с. 172].

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Эволюция культуры Дж. Вико
В конце XVII в. в Италии был осуществлен первый прорыв в разработке исторической теории познания, примененной к культурному развитию человеческого общества. Итальянский гуманист Дж. Вико (1668-1744) в трактате "Основания новой науки ...

Закон гармонизирующего диалога
Первый закон риторики - закон гармонизирующего диалога гласит: эффективное речевое общение возможно только при диалогическом взаимодействии участников речевой ситуации. Раскроем сущность этого закона. Термин "диалог" в совреме ...

Связь античного искусства с античной мифологией
Античные искусства были тесно связаны с античной мифологией, имеющей свои особенности. Если египетская мифология отличалась зооморфизмом, то греческая была целиком антропоморфна: олимпийские боги, победившие чудовищ и гигантов, обладали н ...