Искусство периода Великой Отечественной войны и его вклад в разгром фашизма

Особенности развития культуры в России » Искусство периода Великой Отечественной войны и его вклад в разгром фашизма

Главным направлением идеологической работы стало укрепление единства советского общества, дружбы народов СССР и патриотизма. на первом этапе войны основные усилия были направлены на разъяснение характера войны и целей СССР. Предпочтение было отдано оперативным формам культурной работы, таким, как радио, кинематография, печать. Руководство культурной работой страны осуществляли Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(б), главное политическое управление Красной Армии, Комитет по делам искусств при СНК СССР, Всесоюзный комитет по делам высшей школы, Отдел науки ЦК ВКП(б), отделы культуры ВЦСПС и республиканские наркоматы просвещения. С первых дней войны возросло значение массовой информации, главным образом радио. Сводки Информбюро передавались 18 раз в день на 70 языках. Описание: ортомол.

Интенсивно шла эвакуация учреждений культуры. Тесные связи культур способствовали их взаимообогащению. Война нанесла колоссальный урон отечественной культуре. Разрушены 430 музеев из 991, 44 дворцов культуры и библиотек, разграблены дома музеи. Война оказала большое влияние на духовный климат общества. Выросло поколение людей, закаленных войной, перенесших ее тяготы с надеждой на лучшее будущее. У людей укрепилось чувство собственного достоинства, расширился кругозор: впервые советский человек увидел европейские страны такими, какими они были в действительности, а не в изображении средств массовой пропаганды.

Однако какой бы справедливой война не была для народа, она ухудшила психологический климат общества. Участие людей в массовых истреблениях, обесценение человеческой жизни, пьянство, детская беспризорность, разрушение семей все это создавало множество серьезных проблем. В годы ВОВ более тысячи писателей и поэтов в рядах действующей армии работали военными корреспондентами. Десять писателей были удостоены звания Героя Советского Союза: Мусса Джалиль, П.П Вершигора, А. Гайдар, А.Суриков, Е.Петров, А.Бек, К. Симонов, М.Шолохов, А.Фадеев, Н.Тихонов. Одним из ведущих жанров литературы стала боевая лирическая песня. «Землянка», «Вечер на рейде», «Соловьи», «Темная ночь», «Вставай, страна огромная!» эти песни вошли в золотую сокровищницу советской песенной классики. Образы защитников Ленинграда создали О.Бергольц («Ленинградская поэма») и В. Инбег («Пулковский меридиан»). Сталинградской битве посвещены повести К. Симонова «Дни и ночи» и В.Гроссмана «Направление главного удара». О героизме тружеников тыла говорилось в произведениях М. Шагинян и Ф.Гладкова. Огромной популярностью пользовались поэмы «Василий Теркин» А.Твардовского, «Зоя» М. Алигер и роман А.Фадеева «Молодая гвардия». Публицистика тех лет предоставлена статьями К. Симонова, И.Эренбурга.

Другие статьи:

Советский период
Преобразования в социальной и экономической сферах шли параллельно с изменениями в сфере духовной. Политика большевиков в первые послереволюционные годы получила название «культурной революции». Перед властью стояли две проблемы: старой р ...

Первый русский фарфор
Первыми изделиями Невской порцелиновой мануфактуры, которые дошли до нас, являются образцы русского фарфора 1748 года. Предметы, изготовленные ранее, по-видимому, не сохранились до наших дней. Наиболее ранним образцом виноградовского фарф ...

Тенденции постмодерна в литературе и кинематографе
Постмодерн – культура языка. Но это вовсе не значит, что постмодерн – культура литературы. постмодерн – это культура текста. Но это не значит, что постмодерн – это культура письменности. Язык, текст, но не литература и письменность, в это ...