Русские расписные игрушки

Особенности русских народных промыслов » Русские расписные игрушки

Страница 2

К сожалению, дымковская продукция давно утратила основные качества народной игрушки - простоту, непосредственность и дешевизну. Происхождение промысла связывалось с народным праздником "свистунья", когда по всей округе раздавались трели и свист глиняных свистулек, которых специально готовили тысячами к этому празднику. И хотя у Дымки действительно сформировалась особая пластика, однако благодаря статичности фигурок, а также их сюжетности, излишней детализованности, Дымка стала просто сувениром.

Хохломская матрешка

Техника изготовления хохломской матрешки заключается в следующем. Из липы делают деревянные куклы. Но каждый мастер знает свой секрет дерева и подготовки его к обработке. Долго, придирчиво выбирает он ровные, несучковатые деревья, ранней весной спиливает их и очищает от коры, но обязательно оставляет в нескольких местах кольца коры. Это делается для того, чтобы при сушке древесина не трескалась. Затем подготовленные бревна укладываются штабелями так, чтобы между ними свободно проходил воздух. По нескольку лет выветривают, сушат на открытом воздухе бревна до нужной влажности. Здесь очень важно не пересушить и не недосушить бревно. Этот секрет и знают народные умельцы. Надо, как они говорят, чтоб дерево звенело, пело. Высушенные бревна распиливают на чурки, болванки. Затем деревянная чурка, чтобы стать красавицей, проходит через многие руки, и кажется, что она впитывает, вбирает в себя тепло рук мастеров и затем дарит это тепло людям.

До 15 операций проходит липовая болванка, прежде чем стать красивой, нарядной куклой. Попав в руки токаря, она становится податливой, мягкой, чутко воспринимая каждое его прикосновение и жестко закрепляя линии, созданные мастером. Часто работу токаря сравнивают с работой скульптора. Легким выверенным движением, с большим мастерством, присущим скульпторам, вытачивает токарь голову и туловище матрешки снаружи и изнутри, используя незамысловатые, нехитрые инструменты - нож и стамески различной длины и конфигурации. Многие мастера работают, не пользуясь инструментом для замера стенок куклы и ее размера - так хорошо они чувствуют изделия в точке. Фигурки тщательно прошкуривают, грунтуют картофельным клейстером и сушат. Теперь она готова к росписи.

В Хохломе матрешки делают в соответствии с местными традициями, оставляют больше незакрашенного дерева, расписывают анилиновыми красками, а потом лакируют. Вначале художницы намечают точным росчерком тонкой кисточки контуры лица - делают глаза, черточки у губ, губы, наводят румянец, и матрешка оживает. Эту работу выполняют самые опытные мастерицы, затем они одевают матрешку в платок, юбку, передник, пририсовывают ей руки. Кажется, работа подходит к концу, но самое главное еще впереди - это роспись фартука. Именно по крупной цветовой росписи фартука, заполняющей весь центр, хохломская матрешка легко узнаваема. Букет пышных цветов, составляющий роспись фартука, главенствует над всем, он больше лица, он почти в рост с игрушкой и так красив, и так цветет ярко, что кажется, будто "ради этой росписи и делали саму матрешку. Роспись фартука самобытна, неповторима, цветы неожиданны. В природе таких нет, это всегда плод фантазии художниц. Цветы чем-то напоминают тюльпаны, георгины, розы, незабудки, сирень. Но только напоминают. Художницы не повторяют найденное в природе, а создают свое причудливое сочетание форм и цвета. В основном они используют три цвета - красный, синий, желтый, варьируя сочетание цветов платка, сарафана, фартука. Найденное цветовое решение закрепляется в самом крупном цветке фартука, его по давней традиции пишут чуть справа. Художницы стараются найти свое цветовое решение, каждый раз новое и неповторимое, присущее только им одним. Благодаря их творчеству и богатой фантазии каждая матрешка имеет свой характер, свой наряд, свое образное выражение.

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

Особенности музеефикации археологических памятников
В последние десятилетия появилась очень полезная тенденция, вписывающаяся в рамки зарубежного опыта сохранения историко-культурного наследия — музеефикация археологических памятников в условиях естественного ландшафта. На территории бывше ...

Интенсивность чтения
Сам по себе факт контакта с источником информации (в данном случае- печатными изданиями) ещё не свидетельствует о степени важности этого источника. Только регулярное и достаточно частое пользование означает укорочённость его в образе жизн ...

Строительство башни
Строительство звонницы-кампанилы ("Пизанской башни") было начато в 1174 году, как предполагают - мастерами Вильгельмом (Гульельмо) из Инсбрука и Боннано. Построив первый этаж высотой 11 метров и два колоннадных кольца, Бонанно о ...