История культурно-просветительной деятельности

Информация » Общественно-просветительское движение и досуг в России в XIX - начале XX вв » История культурно-просветительной деятельности

Страница 2

Многое из того полезного, что было сделано либералами для повышения образовательного и культурного уровня трудящихся масс, советскими исследователями было незаслуженно обойдено вниманием, поскольку не было признано в качестве позитивного для советской власти исторического опыта, заслуживающего дальнейшего использования и рас пространения. Более того, некоторые начинания либералов были прямо представлены в негативном свете, как вредные для пролетариев.

Понятно, что еще более негативно в советской литературе была представлена та немалая работа, которая была проделана для преодоления культурной отсталости народа, для ликвидации неграмотности взрослого населения, монархическими проправительственными и церковными организациями и учреждениями. К ним отношение советских историков было исключительно отрицательным, как к реакционным организациям власти.

Восстановление исторической справедливости в отношении разных отрядов российской общественности, работавшей по большей части совершенно бескорыстно на благо народа, на наш взгляд, сегодня является долгом современных историков. Именно поэтому история дореволюционного просветительства, безусловно, заслуживает серьезного изучения в наши дни.

Культурно-просветительная деятельность интеллигенции началась в России в конце 50-х - начале 60-х годов XIX века, развивалась волнообразно (от подъема к спаду и снова к подъему) в период либеральных реформ и активно продолжалась в последующее время, вплоть до революционных событий 1917 года.

У её истоков стояла народническая интеллигенция. Именно в ее среде родилась идея возвращения со стороны интеллигенции народу долга, в котором, как признавала сама интеллигенция, она была перед народом. Интеллигенция просвещенная и образованная, занимаясь умственным трудом, жила за счет физически трудившегося народа, темного, суеверного, неграмотного, не имевшего доступа к образованию и культуре. И передовые умы интеллигенции озаботились поиском путей возвращения народу своего долга в виде знаний. Одним из таких путей стала частная и общественная деятельность по повышению культурного и образовательного уровня народа.

Интеллигенция пошла в народ, чтобы учить и лечить его, защищать его интересы в суде и перед чиновниками, чтобы организовать его здоровый и разумный досуг, отвлечь его от пагубной привычки к пьянству и хулиганству.

Интеллигенция стремилась дать народу все те учреждения образования и культуры, которыми пользовалась сама. Так возникли просветительные учреждения частной и общественной инициативы - воскресные школы, народные чтения, народные бесплатные библиотеки-читальни, народные дома, народные университеты, народные театры и т.п. Само название этих учреждений, открываемых в то время интеллигенцией для народа, было весьма символичным. Все они получили эпитет - "народных".

Со временем круг участников культурно-просветительного движения стал расширяться. Профессора и студенты университетов, преподаватели училищ, учителя и учительницы школ, священнослужители, передовые представители дворянства, чиновничества, инженеры, врачи, агрономы, фабрично-заводская администрация, фабриканты - вот далеко не полный перечень участников начавшегося в стране культурно-просветительного движения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Первые контакты с кельтами
В середине I тыс. до н.э., в период так называемого второго железного века, Европу охватило нашествие кельтов. Мы сейчас не будем углубляться в различные версии прародины этого загадочного народа, в причины их неожиданного движения - нам ...

Первые университеты
В XI в. в Италии на базе Болонской юридической школы был открыт первый университет (1088 г.). Он способствовал возрождению норм римского права и привлекал тысячи слушателей из всех уголков Европы. В XII в. университеты возникают и в други ...

Социокультурные проекты в области художественной культуры
Проблемы формирования художественной культуры уже несколько десятилетий находятся на переднем крае теории и практики художественного воспитания. И тем не менее исследования последних лет дают довольно противоречивую картину. С одной сторо ...