История культурно-просветительной деятельности

Информация » Общественно-просветительское движение и досуг в России в XIX - начале XX вв » История культурно-просветительной деятельности

Страница 3

Просветительная деятельность занимала свою определенную нишу в общественной самодеятельности и со временем стала существенным дополнением к образовательной деятельности правительственных учреждений.

Культурно-просветительная работа среди простого народа с начала её осуществления в дореволюционной России являлась плодом частной и общественной инициативы. Кроме того, в этой деятельности с самого ее начала возобладали революционные или оппозиционные по отношению к власти настроения. Эти обстоятельства породили непростое отношение к ней и со стороны общества в целом, и со стороны власти особенно. Так, реакция чиновников соответствующих ведомств на просветительную деятельность общественных сил была неоднозначной. С одной стороны, общественность помогала государству на свои средства и своими силами решать давно уже назревшие в обществе вопросы ликвидации неграмотности взрослого населения, отвлечения трудящихся от бесполезного и даже вредного время провождения. Такую деятельность следовало поддержать. С другой стороны, такая общественная самодеятельность не могла не вызывать серьезных опасений властей. Потому что в тогдашней России под видом образовательных учреждений могла быть организована легальная революционная пропаганда среди народа. Поэтому-то политическая благонадежность лиц, устраивавших просветительные мероприятия, больше всего заботила местное начальство и центральное правительство.

Консервативные общественные круги были на стороне власти. А прогрессивно мыслящая часть общества приветствовала просветительную самодеятельность.

Вообще власть в России всегда испытывала недоверие к начинаниям общественности. Вот почему первоначальной ее реакцией было стремление немедленно покончить со всякого рода общественной инициативной путем закрытия большинства первых просветительных учреждений - воскресных школ, что и было сделано практически на второй год после их открытия.

Но, как оказалось, эти репрессивные меры со стороны правительства уже ничего не могли изменить. Общественную активность, порожденную либеральными реформами, уже невозможно было уничтожить на корню. Закрытые частные воскресные школы все равно возрождались там, где они были закрыты, но на нелегальной основе (что, к слову сказать, было еще хуже для правительства), или возникали в новых местах. И с этим уже власть ничего не могла поделать. Тогда власти оставалось только признать существование общественной самодеятельности в сфере внешкольного образования взрослых и поставить ее под максимально возможный контроль. Что вскоре и было сделано. Так появляется целый ряд документов, жестко регламентирующих деятельность всех просветительных учреждений.

В 1870-1880-е гг. происходит постепенное восстановление прежней численности культурно-просветительных организаций и учреждений. И к 1890-м годам культурно-просветительная работа общественности вошла уже в стабильное русло. Она уже была оформлена в организационные рамки - различные просветительные общества. Число просветительных организаций за последнее десятилетие XIX в. быстро выросло по всей стране. Равно наблюдался и быстрый рост числа самих просветительных учреждений для народа. Наконец, общественная просветительная деятельность была признана правительством, и приняла конкретный характер благодаря правительственным узаконениям.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Русская православная церковь Марии Магдалены
Русский храм Марии Магдалины - находится в ведении Русской Православной Зарубежной Церкви. Представляет собой изящный пятиглавый храм в русском стиле (архитектор Д.И. Гримм). Освящен в 1888 г., в год девятисотлетия Крещения Руси. Построен ...

Японское общество
Этнография японцев. Здесь представлены основные народности, населяющие японские острова. Японцы – нахондзин (самоназвание) народ, основное население Японии, живут также в США (Калифорния, Гавайские острова), Канаде, Бразилии, Перу, Арге ...

Заключительная часть. Краткие выводы
Со времени появления Шаляпина в русской национальной вокальной школе твердо установились взгляды на оперное искусство как на искусство синтетическое, где пению отводится роль одной из составных частей. С победой русской музыки и русского ...