История культурно-просветительной деятельности

Информация » Общественно-просветительское движение и досуг в России в XIX - начале XX вв » История культурно-просветительной деятельности

Страница 4

Кроме того, властные структуры общества стремились создать через сеть проправительственных общественных организаций свои собственные культурно-просветительные учреждения, в значительной мере финансируемые государством и, соответственно, являющиеся проводником государственной идеологии и политики в народные массы.

Ещё самих участников движения, а позже исследователей его развития, волновал вопрос о том, насколько культурно-просветительным движением Россия обязана Западу. Летописцы просветительного движения в этой связи изучали зарубежный опыт. Некоторые из них приходили к выводу о прямом заимствовании Россией из стран Запада конкретных форм просветительных учреждений. Другие, напротив, этого заимствования не признавали и подчёркивали различия между культурно-просветительными учреждениями в России и их аналогами в Германии, Англии, Франции, США и других странах.

Эти различия коренились, прежде всего, в том, что в нашей стране общее среднее образование вплоть до революции 1917 года было недоступно широким слоям населения, тогда как правительства в странах Запада уже в XIX веке ввели всеобщее обучение. В этой связи деятели просветительных учреждений в России ставили себе не те узкие задачи, которые решали просветители в странах Европы и Америки. Ведь в этих странах народное образование развивалось благодаря совместным усилиям государства и общества. Поэтому просветительные учреждения на Западе по большей части носили либо конфессиональный характер, либо характер углубленной профессиональной подготовки населения. Российские деятели просвещения, напротив, помимо решения с помощью культурно-просветительных учреждений узких или более частных образовательных задач, преследовали более широкие образовательные и культурные цели. Для них просветительство было чуть ли не единственной формой легальной общественной деятельности.

Влияние западного опыта в просветительном движении явно присутствовало в России второй половины XIX века. Но оно явилось лишь отправным толчком для начала подобного движения в России. Сама интеллигенция всегда являлась носительницей образования и культуры в стране и одновременно ретранслятором культуры в массы народа. А поскольку со времен Петра I и Екатерины II российская интеллигенция получала образование в западном, прагматичном духе, и все больше ощущала свой культурный отрыв от народных масс, постольку уже в XIX веке она пыталась соединить полученное ею образование и приобретенные ею культурные ценности с народными массами. Перенося на российскую почву западнические культурно-просветительные начинания XIX века, российская интеллигенция обогащала их новым содержанием и развивала сами формы работы с населением. Поэтому культурно-просветительное движение, возникнув в России под влиянием Запада развивалось у нас весьма самобытно, превратившись в итоге в российский феномен.

Что же подвигло учёных, преподавателей университетов, учителей и педагогов, общественных деятелей и деятелей культуры, а затем и инженеров, врачей, агрономов, фельдшеров, просто разносторонне образованных людей в дореволюционной России активно включиться в просветительную деятельность для народа? Ведь работая в воскресных школах, народных библиотеках и читальнях, в аудиториях рабочих курсов, на факультетах народных университетов, ведя воскресные чтения для народа, создавая на родные дома и театры, представители отечественной интеллигенции посвящали этому делу весь свой ежедневный и воскресный досуг, не оставляя свободного времени для себя. В просветительном движений участвовали люди разного социального положения, разных идейных убеждений и политических пристрастий (от консерваторов до революционеров). Что объединяло этих людей? И что их разъединяло в этом общем просветительном служении народу? Эти два непростых вопроса занимали и занимают умы исследователей до сих пор.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Закон удовольствия
Четвертый закон риторики - закон удовольствия. Речь тогда и потому действенна, когда доставляет удовольствие слушателю (собеседнику). Прежде всего созданием игровой установки, "загадок", которые вместе с говорящим разгадывает сл ...

Современные принципы мирового фестивального движения
Большинство из ныне известных и популярных фестивалей появилось в 1950-е годы. Их развитие и постоянно увеличивающийся объем деятельности связаны не только с обновлением видов зрелищного общения в структуре современной городской культуры, ...

Трипольская культура
Невзирая на имеющиеся условия, более-менее заметной конвергенции (смешивание, ассимиляция) между культурами разного типа в этот период не наблюдается. Однако, согласно археологических данных, достижения соседей были известны представителя ...