История культурно-просветительной деятельности

Информация » Общественно-просветительское движение и досуг в России в XIX - начале XX вв » История культурно-просветительной деятельности

Страница 5

Большинство исследователей признало главным движущим мотивом для подвижников просвещения бескорыстное служение народу на благо его просвещения и приобщения к ценностям культуры. Долг интеллигенции перед народом, о котором рассуждали народники, проблема возвращения этого долга в виде разносторонних знаний - вот чем были озабочены представители передовой, демократически настроенной интеллигенции всю вторую половину XIX века. Поиск форм возвращения этого долга в виде знаний и стал реальным воплощением стремлений интеллигенции что-то сделать своими руками, своими силами для народа. С этими доводами трудно не согласиться.

Но были и другие мотивы участия разных лиц и целых организаций в культурно-просветительной деятельности. Для учителей и учительниц с их скудным заработком, для священнослужителей и других мало обеспеченных слоев интеллигенции работа в воскресной или вечерней школе, заведование библиотекой, ведение народных чтений, являлись дополнительным заработком, конечно, при условии, если эта работа оплачивалась. Это были весьма прозаические, но веские причины для участия некоторых отрядов интеллигенции в просветительной деятельности.

А вот, например, земским учителям земские управы вменяли в прямую обязанность работать в земских культурно-просветительных учреждениях без всякой оплаты. Таким образом, не обошлось и без элементов принуждения в организации культурно-просветительной работы на местах. Хотя, необходимо признать, что земские учителя были настоящими подвижниками просвещения.

Таким образом, нельзя сводить всю культурно-просветительную деятельность в дореволюционной России только к голому энтузиазму участников просветительной работы.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Другие статьи: