Современные подходы к пониманию молодежной субкультуры

Информация » Особенности современной субкультуры » Современные подходы к пониманию молодежной субкультуры

Страница 1

Первоначально слово «культура» восходит к лат. «Cultura», что означает возделывание, обработку почвы. Впоследствии благодаря Цицерону этот термин стал означать воспитание и образование человека. Заслуга Цицерона в том, что именно он впервые применил слово «Cultura» в ином, переносном смысле применительно к воздействию на человеческий ум. И сразу же «Cultura» стала противостоять другому латинскому понятию – «natura», то есть природа [2;51]. Видимо это дало основание немецкому философу Гегелю дать следующее определение: «Культура – это созданная человеком вторая природа». В словарях существует масса других толкований. Ныне важно обратиться к исходному пониманию культуры: в античности культура понималась как воспитание меры, гармонии и порядка формирования культурного человека, личности, идеала человека.

«Пайдейя» (культура) – процесс формирования культурного человека. Следовательно, культура – это чрезвычайно сложное, многообразное явление, пронизывающее буквально все сферы жизни и деятельности общества и человека. Это ядро, основа «душа» общества.

Современные подходы к пониманию культуры выделяют следующие ее культурные компоненты: массовая, элитарная, народная, материальная, духовная, национальная, культура социальных сообществ, прогрессивная, реакционная. К числу наиболее распространенных и употребляемых категорий культурологии относятся понятие социальная типология культуры, которое включает в себя специализированные и обыденные культуры, популярную и массовую, социально стратифицированную субкультуру[15;133].

Субкультура – это новое, сложное понятие, где «sub» - от латинского «под». Понятие «субкультура» - это набор символов, убеждений, ценностей, норм поведения, отличающие то или иное сообщество, какую-либо социальную группу. Каждое сообщество создает свою субкультуру, не отрицает общечеловеческой культуры, но в то же время она имеет свои специфические отличия, связанные с особенностями жизнедеятельности тех или иных сообществ.

Существуют различные ответы юношеской культуры на нынешнюю жизненную ситуацию, причем преобладают традиционные формы подростковых реакций[2;53]:

Бегство от общества (наркотики, религиозные секты, самопознание, медитация);

Развитие и культивирование альтернативных, прежде всего социальных и творческих интересов (борьба за мир, защиту окружающей среды);

Цинизм: направления связанные с культурой и модой, эстетикой «детей большого города», выделяющиеся внешним видом, музыкой;

Агрессивные стычки (рокеры, футбол, «фанаты»);

Традиционные формы самоорганизации (союзы, группы по увлечениям)

Морально-эстетические факторы, способствующие обособлению подростков от общества, проявляется с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падения нравов; с другой – в нейтральном отношении общества к проявлениям отклонений в поведении молодежи. Изучая межличностные коммуникации как элементы субкультуры, мы установили, что значимую роль в формировании мировоззрения подростков играет общение[4;25].

При всей перегрузке учебой юноши и девушки обладают все же более разнообразным досугом, чем взрослые.

Большинство старшеклассников не имеет устойчивых художественных предпочтений, искусство для них – главным образом развлечение. Сами они постоянно жалуются на скуку, пустую трату времени и неумение организовать свой досуг[14;56].

Преобладают «домашние» формы искусства (прослушивание пластинок и радиоконцертов, просмотр телепередач). Благодаря своей экспрессивности, в связи с движением и ритмом музыка, лучше, чем какое-либо другое искусство, позволяет подростку сформировать и выразить свои эмоции, смутные переживания, которые не возможно передать словами. Создавая общее настроение, музыка является важным средством межличностной коммуникации. В сочетании с танцем или пением она составляет не только фон, но и важный компонент общения. Итак, музыка является важным элементом субкультур[15;136].

Различная музыка выражает различные идеологии субкультур. Отдельные субкультуры создавались в знак протеста молодежи против некоторых явлений в обществе и государстве. Так, движение хиппи возникло в 1960-70 гг. в США на волне общественного протеста против войны во Вьетнаме. Милитаризму хиппи противопоставили свой пацифизм и анархизм. Движение Панков образовалось в 1980-х гг. в Англии. Эти молодые люди выражали протест против засилья официальной культуры - чопорной, аристократической, пуританской. Отсюда и знаменитая склонность Панков к нечистоплотности, само название которых переводится как «отбросы» [4;26].

Скинхеды, появившиеся в Германии и Англии в 1960-70-х гг., избивали и терроризировали иностранных рабочих, чтобы заставить их покинуть страну. Последние «заслужили» это тем, что в массовом порядке соглашались выполнять одну и ту же работу за мизерную зарплату.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Игрушки и их роль в воспитании детей
Игрушки из глины и дерева, из соломы и бересты, из теста или бисера… Игрушки-обереги и игрушки-потешки, стригушки и козули, бирюльки и свистульки…Дымковские и каргопольские, архангельские и филимоновские. Все это - русские народные игрушк ...

Традиции организации досуга в Японии
Традиционные формы проведения досуга занимают огромное место в жизни японцев. И по сей день существуют клубы любителей чая, проводятся соревнования составителей ароматов – кодо. ДО сих пор гейша остается идеалом самой искусной собеседницы ...

Фестиваль как фактор экономического развития
Фестиваль как престижное явление культурной жизни, как и другие учреждения культуры и искусства, оказывается включенным в сложные процессы функционирования местной экономики, являясь важным фактором ее развития. Такое взаимодействие сферы ...