Просветительные учреждения и их особенности

Информация » Общественно-просветительское движение и досуг в России в XIX - начале XX вв » Просветительные учреждения и их особенности

Страница 1

К "просветительным учреждениям" в изучаемом периоде можно отнести:

- бесплатные библиотеки-читальни;

- народные чтения;

- народные лектории;

- народные университеты;

- воскресные и вечерние школы;

- повторительные и дополнительные классы для взрослых;

- курсы для взрослых;

- народные дома;

- народные театры;

- концерты;

- певческие праздники;

- народные музеи;

- картинные галереи;

- спортивные мероприятия.

Отличительные особенности "просветительных учреждений" состояли в следующем:

- подлинная "народность" этих учреждений, то есть одинаковая доступность для всех желающих, независимо от пола, возраста, национальной и религиозной принадлежности, социального положения;

- негосударственная принадлежность данных учреждений (источники финансирования их деятельности являлись преимущественно общественными и частными);

- демократическое внутреннее устройство такого рода учреждений в отличие от казенной формализованной школы;

- творческий подход к работе в просветительных учреждениях со стороны их организаторов и сотрудников;

- решение этими учреждениями одновременно образовательных, культурных и воспитательных задач;

- вполне самостоятельное положение их по отношению к системе государственного и частного народного образования;

- отличие целеполагающих установок для данных видов учреждений по отношению к учреждениям народного образования (культурно- просветительные учреждения, в отличие от дневной школы всех ступеней, давали не определенную сумму знаний, а "учили" взрослых людей "учиться", то есть приучали их к регулярному самообразованию);

- особенность взаимоотношений дневной школы и внешкольного образования, состоящая в том, что внешкольное образование не могло быть заменено никакой школой, напротив, чем выше становился уровень школьного обучения народа, тем больше возрастала народная потребность в образовании внешкольном.

Из выше перечисленных особенностей культурно-просветительных учреждений можно вычленить основные принципы их организации, а именно: общественность, самостоятельность, общедоступность, полнота отдельных звеньев, преимущественная бесплатность, систематичность, планомерность, принцип районной организации.

Следует принять во внимание и то, что в досоветской России действовали еще и проправительственные общественные организации, которые также участвовали в просветительстве. Работа в такого рода организациях разных лиц диктовалась самой властью. Это и обязательность для отдельных категорий чиновников, и даже принуждение со стороны властей в отношении отдельных категорий граждан (имеются в виду купцы, торговцы, которые нещадно штрафовались властями по малейшему поводу, если отказывались материально поддерживать проправительственные просветительные учреждения). Наиболее характерным примером такого рода официозной общественной организации было Попечительство о народной трезвости, созданное в 1894 году по инициативе правительства. Организация имела свою разветвленную сеть культурно-просветительных учреждений по всей стране. А сторонники вытрезвления народа вербовались в нее разными способами, в том числе и принудительным порядком. Хотя для высокого ранга должностных лиц участие в трезвенническом движении было очень почетным.

Работа в другого рода проправительственных организациях, например, в таких, как комиссии народных чтений, созданных под эгидой государства, под августейшими или административными покровительствами, вообще считалась почетной обязанностью всех преданных власти чиновников.

Другой пример - это церковные просветительные учреждения. Их организация в обязательном порядке вменялись Священным Синодом в прямую обязанность местным приходским православным священникам.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Музей сел Ставропольского района Самарской области
Все экспонаты собраны у жителей сел Ставропольского района, отданы в дар безвозмездно. Большая работа проведена школьниками села Большая Рязань, Брусяны, Малая Рязань, жителями сел района. Материальная помоom осуществлена администрацией р ...

Социально-историческая обусловленность творческой деятельности в искусстве особенностями и уровнем развития эстетической жизни общества
Поиски новых путей социального развития - характерная черта нашего времени. Искусство в этом отношении не составляет исключения. Каково отношение искусства к общей тенденции изменения общественного развития в постсоветский период - это во ...

Проблема самобытности русской культуры
В настоящее время, когда Россия переживает не лучшие дни своей истории, очень важно преодолеть уничижительные оценки уровня ее цивилизованности, вторичности и тем более отсталости русской национальной культуры. Академик Д.С. Лихачев, авто ...